Ультраортодоксы организовали протесты в Иерусалиме и других городах, требуя не проводить медицинское вскрытие умерших детей. Фото Reuters
Верховный суд Израиля (БАГАЦ) запретил вскрытие двух младенцев, умерших в нелегальных яслях в Иерусалиме. Решение было принято после того, как ультраортодоксальные иудеи организовали массовые акции протеста. Набожные демонстранты возражали против решения городского суда провести вскрытие, чтобы выяснить обстоятельства смерти детей. Протестные акции прошли не только в столице, но и в Бней-Браке, Бейт-Шемеше и других населенных пунктах, где преобладает ультраортодоксальное население. Демонстранты перегораживали трассы, и полиция была вынуждена применить спецсредства для разгона негодующей толпы.
Трагедия произошла 19 января. Двое малышей – трехмесячная Лея Ципора Головенцич и шестимесячный Аарон Кац – скончались. По разным версиям, от 50 до 70 младенцев (правда, есть сведения, что часть из них поступила из других детсадов) были отправлены в различные больницы с признаками отравления угарным газом и с проблемами дыхания. Позже выяснилось, что в крови всех пострадавших отсутствуют какие-либо токсины. Тогда появилась версия, что причиной всему стала высокая температура в помещении, что повлекло за собой обезвоживание организма. В Израиле в большинстве домов нет центрального отопления и зимой при необходимости квартиры обогревают кондиционером, выставленным на подачу горячего воздуха. Однако чтобы точно установить, от чего погибли младенцы, необходимо было сделать вскрытие.
В этом происшествии привлекает внимание многое. Ясли были организованы в жилом секторе, в небольших квартирах, объединенных между собой. Судя по фото- и видеокадрам, которые в эти дни транслировались в телевизионных новостях Израиля, помещения не были приспособлены для нахождения там детей. Помимо отсутствия элементарной санитарии дети спали на матрасах, которые были разложены повсюду – на полу, в шкафах и даже в туалете. Следили за несколькими десятками малышей лишь три воспитательницы. СМИ утверждают, что ясли не имели официального разрешения на работу.
Как пояснил «НГР» директор одного из детских садов в Израиле Виталий Журавлев, в стране существует закон, обязывающий частные воспитательные учреждения получать лицензии. «Детские сады, в которых более семи детей, должны получить разрешение на работу от Министерства образования. Это означает, что все работники должны пройти специальный курс нянечек. Должны быть соблюдены все санитарные нормы и нормы безопасности. Все это проверяется, и только при соблюдении всех необходимых условий может быть выдана лицензия на открытие детского учреждения», – рассказал Журавлев. Он добавил, что разрешение на работу выдается на год и продлевать его необходимо регулярно.
По словам собеседника «НГР», есть определенные ограничения по количеству детей на квадратный метр помещения. Однако главное даже не это, а число воспитателей, которые должны смотреть за детьми. «То, что было в том садике, – катастрофа», – считает Журавлев. «Согласно нормам, если это маленькие детки до года, то на шестерых младенцев должен быть один воспитатель. Если это дети с года до двух лет, то на одного воспитателя должно приходиться девять малышей. Если это дети с двух до трех лет, то на одного взрослого должно приходиться 11 ребят. Если в садике 12 детей – минимум должно быть две няни», – уточнил педагог.
|
|
Набожные иудеи живут по религиозным законам и предпочитают отправлять детей в общинные воспитательные учреждения. Фото Reuters |
По утверждению владелицы яслей, которая сейчас находится под следствием, этот частный детсад существовал более 30 лет. Несколько лет назад в Израиле ввели обязательное лицензирование подобных дошкольных заведений. Однако, по данным Центра исследований и информации Кнессета (парламента), несмотря на закон, не менее тысячи частных детских садов до сих пор не подали запрос на получение лицензии и соответственно действуют нелегально.
По мнению Виталия Журавлева, воспитатели и директор незаконных яслей за смерть подопечных могли бы получить очень большие тюремные сроки, однако есть одно «но». Согласно Галахе – традиционному иудейскому праву и совокупности законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев, человеческое тело создано по образу и подобию Божьему и должно быть погребено целым как можно скорее после смерти. Аутопсия (вскрытие) рассматривается как нарушение достоинства покойного и препятствие для его упокоения в загробном мире. Религиозные авторитеты допускают вскрытие только в исключительных случаях – если это необходимо для спасения жизни другого человека или когда этого требует закон.
Поэтому родители погибших младенцев отказались от судмедэкспертизы, которая могла бы точно определить причину смерти и повлиять на степень наказания виновных. Примечательно, что организацию, которая обратилась в БАГАЦ с требованием запретить посмертное вскрытие, возглавляет дед Аарона Каца – Дуби Вайсенштерн. Он заявил: несмотря на то что причина смерти важна и с точки зрения Галахи, однако существуют технологические способы установить ее без вскрытия. Вайсенштерн подчеркнул: «Мы не уверены, что вскрытие даст более точный ответ. Все, о чем мы просим, – выслушать семью, которая хочет сохранить достоинство умершего». Семья Леи, дочери раввина Мордехая Голованцича, хоть и не присоединилась к этим требованиям, но заявила, что посмертная экспертиза «во второй раз убьет» их дочь.
Иерусалимская трагедия обернулась политическими баталиями. Ультраортодоксальные политики обвинили в смерти детей юридического советника правительства Гали Баарав-Миару. Основная претензия к ней, что именно она отменила субсидии на детские сады для отказников, то есть ультраортодоксов, которые по религиозным соображениям отказываются служить в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Депутат Кнессета Йоав Бен-Цур из религиозной партии ШАС заявил: «Я предупреждал, что отмена субсидий вынудит семьи отдавать детей в учреждения без лицензий. Сегодня мои опасения оказались реальностью». В ноябре 2025 года ультраортодоксальная молодежь напала на автомобиль, в котором находился Йоав Бен-Цур, на фоне попыток продвинуть закон о призыве студентов ешив (учебных заведений для религиозных евреев) в израильскую армию.
В свою очередь, светские политики заявили, что детские сады в квартирах без лицензии – обычное дело в ультраортодоксальном сообществе. Они также заметили, что в предоставлении субсидий было отказано только мужчинам от 18 до 28 лет, которые не поступили на службу в ЦАХАЛ. Государство заявило им: вы можете отправить своих детей в любое учебное заведение, но не за счет государственного финансирования.

