0
5087
Газета Интернет-версия

17.06.2015 00:01:00

Дорогая моя столица, золотая моя Орда

Тэги: ислам, москва, история, золотая орда


10-7-01.jpg

Асадуллин Ф. Многонациональный мир Москвы. 

– М.: Диалог цивилизаций, 2014.

Исследование помощника председателя Совета муфтиев России Фарида Асадуллина дает читателям возможность посмотреть на историю исламской общины столицы ее собственными глазами. Перспектива, не лишенная интереса, потому что разночтений в трактовке прошлого у христиан и мусульман накопилось немало. А к взглядам некоторых наших соотечественников на события минувших дней общественное мнение может оказаться не готово.

Концепцию Асадуллина стоит охарактеризовать как евразийство, интерпретированное с позиций ислама. Одна из глав книги называется «Татарская Московия», другая – «Караван-сарай Москва», третья «Москва: дочь Азии, весьма удивленная тем, что находится в Европе». Уже в самом начале книги Асадуллин выдвигает гипотезу о мусульманских корнях первого хозяина города Стефана Кучко, якобы «Кучука» (тюрк. «маленького»). По утверждению автора, многонациональной Москва была еще до того, как пришли монголы.

Предложенный Асадуллиным подход к проблеме вполне можно критиковать. В главах об отношениях Москвы с татарами и монголами автор не упоминает осаду города бекляри-беком Едигеем, разграбление его ордынским полководцем Дюденем, резню, устроенную в нем ханом Тохтамышем и полное уничтожение Москвы Батыем, утверждая при этом, что «вхождение в Золотую Орду обуздало деградацию нравов и массовое безумие, царившие в домонгольской Руси». Но более важным, пожалуй, представляется иной аспект.

В своем сочинении Асадуллин стремится показать, что исламский фактор не представляет опасности для России, опираясь на прецеденты, почерпнутые из прошлого. Все они относятся ко временам, когда число мусульман в нашей стране было стабильным (а в некоторые периоды и сокращалось). В нашу эпоху демографических перемен аргументы, отсылающие к другому раскладу сил, не столь убеждают. Исторические параллели повисают в воздухе.

С другой стороны,  и в этом отношении подход Асадуллина совершенно верен, исламский контекст столицы недооценен, а зачастую просто упускается из виду. Мусульманское прошлое проступает в облике города как прекрасный экзотический налет через архитектуру собора Василия Блаженного, названия улиц и язык. Эту совокупность исламских аллюзий и стремится проследить Асадуллин, создавая своего рода энциклопедию московского ислама, одновременно живого и почившего: Ростопчины (татарский по происхождению род), собор Василия Блаженного (созданный под влиянием восточных мотивов), улица Ордынка…

Эта совокупность аллюзий, дает ли она основание считать, что Москва в значительной мере была исламской, как считает автор? Отталкиваясь от фактов, собранных автором, можно прийти к выводу, что мусульманская жизнь в столице развивалась скачками, и именно это, что немаловажно, сделало невозможным появление исламского квартала в городе. Исламские общины отступали из центральных частей города и обосновывались на его периферии, а их этнический состав менялся с течением времени. Об этом повествуется в последних по порядку наиболее насыщенных фактами частях книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
320
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1340
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1985
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1377

Другие новости