А.И. Доронин "Бизнес-разведка", 3-е издание перераб. и доп. Издательство "Ось-89". Москва, 2000
Промышленное предприятие или коммерческая фирма представляет собой государство в миниатюре, со своей сферой интересов и тайн, которые надо защищать от весьма недружелюбных коллег по бизнесу.
Как грамотно организовать работу службы безопасности фирмы, построить систему экономической разведки и контрразведки, получить необходимую информацию о конкурентах или предупредить недружественный захват предприятия? На эти и многие другие вопросы пытается дать ответ книга Александра Доронина "Бизнес-разведка", вышедшая недавно третьим изданием.
Начиная с азов и определившись с понятийным аппаратом (например, с терминами "релевантность", "стоимость информации", "разведывательный цикл" и т.п.), автор излагает принципы организации и методику ведения информационно-разведывательной деятельности на предприятии, иллюстрируя ее конкретными примерами.
Особый интерес читателей скорее всего вызовет методика вербовки доверительных помощников службы безопасности. Например, в беседах о состоянии здоровья с так называемым объектом вербовочной разработки, можно выяснить подробности его биографии, сильные и слабые стороны характера, политические симпатии, круг общения и даже перспективы продвижения по службе.
Как заметил бывший директор ЦРУ Роскоу Хилленкеттер, "80% разведывательной информации получается из таких обычных источников, как иностранные книги, журналы, научные и технические обзоры, фотографии и т. п.".
Однако методикой работы с открытыми источниками для добывания информации в настоящее время владеют очень немногие. Даже из тех, кому это вроде бы крайне необходимо. Так, по мнению автора, одним из главных недостатков отечественных журналистов является откровенный непрофессионализм в исследуемых областях, умноженный на тенденциозное толкование полученных фактов.
В связи с этим автор доступно и подробно разбирает методы аналитической обработки информации, начиная с изучения материалов СМИ и анонимных писем, и заканчивая созданием интегрированных банков данных и использованием аналитической разведки средствами интернета.
Книга написана простым и образным языком, с массой практических примеров, помогающих увидеть результаты деятельности или бездеятельности службы безопасности предприятия. В ней много юмора, варьируемого от мягкой иронии до откровенного сарказма. Так, в главе о привлечении к сотрудничеству приводится старая чекистская байка о вербовке на компромате сотрудника французского посольства. "Наружное наблюдение показало, что интересующий контрразведку объект является большим поклонником прелестей московских красавиц, поэтому ловить его решили на "медовую ловушку" (на оперативном жаргоне - мероприятие по привлечению к доверительному сотрудничеству через подставу сексуального партнера). Как пишет автор, "к объекту грамотно подвели ласточку и организовали ЭТО. А затем под благовидным предлогом пригласили на закрытый просмотр в ведомственный кинозальчик". "Каково же было удивление сотрудников, когда объект вербовки попросил сделать ему копию картины для совместного просмотра с женой".
Отдельная глава книги посвящена методике проведения так называемых "активных" мероприятий, среди которых организация заказных статей в СМИ, распространение слухов (порочащих, прославляющих, защищающих) и дезинформации. В приложении к главе рассмотрены различные технологии "промывки мозгов", в совершенстве отработанные в российских средствах массовой информации.
Монография Александра Доронина "Бизнес-разведка", одно из немногих отечественных исследований, посвященных формам и методам частной экономической разведки. Она, безусловно, заинтересует не только специалистов из служб безопасности предприятий, но и других читателей, которые хотят прикоснуться к тайнам ремесла рыцарей плаща и гроссбуха.