ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ комиссии по оперативным вопросам скорее всего при новом премьере, кто бы им ни стал, не будет. Как утверждают источники "НГ", подобное решение было согласовано с и.о. президента Владимиром Путиным, а окружение первого вице-премьера и главного претендента на пост главы правительства Михаила Касьянова лишь озвучило его, и то в предположительной форме, объясняя ликвидацию комиссии тем, что "все вопросы, которыми занимается кабинет министров, являются оперативными", и отдавать приоритет части из них совершенно ни к чему.
Впрочем, повторная отмена КОВа говорит сама за себя. На прошлой неделе комиссия не стала рассматривать вопрос о топливном балансе, ссылаясь на чрезвычайную важность проблемы, а на этой - просто отменила заседание. Причем, как уверяют в Белом доме, повестка дня даже не готовилась, хотя на это требуется не один день. Следовательно, судьба КОВа была определена заранее.
Комиссия по оперативным вопросам существовала со времен Олега Сосковца в бытность его первым вице-премьером. Ее председателем становился первый заместитель председателя правительства, а если их было несколько, то получивший контроль над этой организацией автоматически становился вторым человеком в кабинете министров. Все вердикты комиссии не требовали дополнительного согласования с главой правительства, и соответственно давали ее председателю возможность самостоятельно решать те или иные вопросы, связанные в основном с промышленной политикой государства. Скандально известный толлинг, дарующий налоговые льготы алюминиевой промышленности, был введен именно КОВом и им же и был отменен. Впрочем, как уверяют источники "НГ", прошлогоднее решение о ликвидации льгот алюминиевым заводам принималось не Николаем Аксененко, который, будучи первым вице-премьером, возглавлял КОВ и, напротив, выступал за сохранение толлинга, а именно Путиным.
С одной стороны, ликвидация КОВа вполне согласуется с идеологией формирования структуры нового правительства. Максимальное упрощение его работы и прозрачность деятельности декларируются практически всеми чиновниками с подачи Кремля. Отсутствие в правительстве КОВа должно устранить своего рода противовес главе правительства в лице его первого заместителя, урезав полномочия первого вице-премьера в принятии самостоятельных решений. С другой стороны, КОВ представлял собой некое сообщество заинтересованных сторон, лоббистов не всегда в дурном смысле этого слова, меняющееся по составу в зависимости от рассматриваемого вопроса. И руководители крупных предприятий, и региональные лидеры, и представители правительства именно на заседаниях комиссии по оперативным вопросам получали возможность пообщаться вживую и рассказать о собственных интересах и проблемах во взаимодействии. Теперь, когда КОВа, скорее всего, не будет, цепочка прохождения того или иного решения, которое раньше находилось в компетенции комиссии, может удлиниться. Глава КОВа благодаря ее заседаниям получал информацию, что называется, из первых рук. Теперь же у руководства правительства на заслушивание всех заинтересованных сторон просто может не хватить времени. Сколько директоров заводов может в неделю позволить себе принять заместитель председателя кабинета министров? Кто будет определять, кого стоит выслушать, а кого не пускать на порог Белого дома? К тому же комиссия все-таки худо-бедно, но занималась решением практических вопросов, связанных с промышленной политикой. Правда, многое зависело от того, кто ее возглавляет. Борис Немцов особо не баловал вниманием промышленность, как правило, собирая КОВ раз в месяц. Юрий Маслюков делал это гораздо чаще, а Николай Аксененко, судя по длительности заседаний, и вовсе испытывал удовольствие побеседовать с региональными лоббистами.
Что придет на замену КОВу, пока не совсем ясно. По идее в новое правительство должен войти вице-премьер по промышленности. Но и ему, думается, без организации заседаний, подобных КОВу, не обойтись. Ведь комиссия по оперативным вопросам, к примеру, обсуждая проблемы северного завоза, зачастую превращалась в своего рода "судебную инстанцию", попеременно выслушивая ответчиков и истцов и вынося свой вердикт. Обычное заседание правительства для этого не слишком удачная площадка.