В феврале исполняется 10 лет первому негосударственному вузу страны - Международному университету (в Москве), созданному при участии президентов СССР, России и США. Свой юбилей университет отметил научной конференцией, организованной совместно с РСПП и ТПП. Речь шла о социальной ответственности российского бизнеса.
Как отметил президент МУМ Гавриил Попов, бизнес, осознающий свою ответственность перед страной, обязан думать не только о достойной работе в настоящем, но и о будущем. Чего совсем не скажешь о нашем бизнесмене, который производит сотни тысяч автомобилей, загрязняющих воздух Москвы сверх принятых норм, а взамен предлагает гражданам пользоваться карамельками, смягчающими сухость в горле.
Однако социальная ответственность бизнеса, по мнению Попова, должна проявляться не только в экономике. Важнейшую роль здесь играет политика, потому что без демократии, без мощного среднего класса, без социал-демократической партии, независимой системы судов и независимых СМИ бизнес тоже невозможен. Оставаясь один на один с властью он, как правило, проигрывает. Но российские предприниматели, кажется, не усвоили ни своих ни чужих ошибок - в частности, уроков Германии и Японии, где пытались совместить бизнес с тоталитаризмом и диктатурой. И сегодня ведущие российские бизнесмены жестоко расплачиваются за свою близорукость и корыстность.
С любопытными социологическими данными познакомил присутствующих профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Герман Дилигенский. Оказывается, 58% опрошенных россиян положительно относятся к предпринимателям, считая, что они приносят пользу стране. Однако 23% полагают, что бизнесмены спекулируют и занимаются перекупкой товаров, а 8% уверены, что все бизнесмены воруют. Хотя за десять лет российский частный бизнес и обрел легитимность, но большинство граждан России по-прежнему выступают за государственную собственность на землю, банки и крупную промышленность. Частная собственность признается только в торговле.
О влиянии духовности на бизнес рассуждал член-корреспондент РАН Владимир Автономов. Напомнив небесспорную гипотезу Макса Вебера о связи самого духа капитализма с протестантской этикой, он заметил, что православным традициям присуще противопоставление мирского и духовного, поэтому отношения в отечественном бизнесе, как правило, складываются не по закону, а "по понятиям". Отсюда и отношение власти к бизнесу: есть любимые и нелюбимые банки, любимые и нелюбимые акционеры. Отсутствие в обществе развитого правосознания и делают выгодным "рентоориентированное поведение", использующее многочисленные ограничения конкуренции. По словам Автономова, именно так сегодня ведут себя представители естественных монополий, российских крупнейших банков и промышленных концернов, получая большую краткосрочную выгоду. Однако тем самым Россия делает исторический выбор в сторону коррумпированного "латиноамериканского" варианта капитализма.Выступление Автономова, кажется, не на шутку задело представителя Русской Православной Церкви Питирима, который сначала внимательно слушал доктора экономических наук и даже что-то записывал у себя в блокноте, а потом просто покинул зал заседаний.
Весьма интересным было и выступление профессора университета Харон в Лондоне Ричарда Тадуэя, который в качестве советника принимал участие в подготовке реформ на российском рынке ценных бумаг. Он подробно рассказал о причинах банкротства крупнейшей американской компании "Enron", которые, по его мнению, очень плохо освещаются российскими СМИ. По словам Тадуэя, компания "Enron" нарушила не только корпоративную этику бизнеса, действуя в режиме покрывательства и обмана, но и преподнесла урок российскому менеджменту. В частности, "Газпрому", у которого по-прежнему тайной за семью печатями остаются и состав крупнейших акционеров, и характер их отношений, и размер операций с аффилированными компаниями, которые контролируются старым руководством и их родственниками. Английский финансист считает, что "Газпрому" не грозит банкротство в случае падения его акций хотя бы из-за его огромной роли для страны. Однако ущерб, нанесенный политикой его менеджеров акционерам (в первую очередь государству), уже измеряется миллиардами, если не десятками миллиардов долларов. В этом и состоит его социальная безответственность.