Региональные лидеры, входящие в президиум Госсовета, в очередной раз решили напомнить президенту о своих интересах. Вчера в Кремле "губернаторская семерка" изложила Владимиру Путину свои соображения о том, какой должна быть государственная политика в области минерального сырья и недропользования. При этом представители Госсовета отнюдь не скрывают, что глава рабочей группы губернатор Ханты-Мансийского АО Александр Филиппенко "был и остается лично и глубоко заинтересованным" в этом вопросе.
Личная заинтересованность "нефтяных губернаторов" в подготовленной президиумом Госсовета концепции более чем очевидна. Одна из ключевых тем, рассматривающихся в документе, - вопрос о собственности на недра. Губернаторы убеждают президента в необходимости "обеспечить сохранение и укрепление единой государственной собственности на недра и их ресурсы... в противовес тенденции разделения государственной собственности на отдельные виды природных ресурсов на федеральную, региональную и муниципальную собственность". Кроме того, региональные лидеры настаивают на том, что решения по вопросам пользования и распоряжения недрами должны приниматься Центром и регионами совместно. Губернаторы до последнего настаивали на вынесении этого вопроса на заседание "большого" Госсовета. Однако аргументы Кремля из серии "тема настолько важная, что ее лучше обсуждать по-деловому и в узком формате", оказались решающими.
Желание региональных лидеров отстоять свое "право голоса" в вопросе использования сырьевых ресурсов напоминает попытку опоздавшего пассажира впрыгнуть в вагон уходящего поезда. Своеобразным допингом для этого губернаторского марафона стал, в частности, процесс разграничения полномочий между Центром и регионами и пересмотр двусторонних соглашений, в которых нередко оговаривался "эксклюзивный" порядок недропользования. Намерение Кремля устранить "правовую чересполосицу" глав субъектов Федерации отнюдь не вдохновляет. Члены президиума Госсовета решили пойти по традиционному пути и выступили с предложением создать при президенте комиссию по недропользованию, в которой учитывались бы интересы различных уровней власти. Эту идею, в частности, поддерживает ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко - научный руководитель Владимира Путина и глава его питерского избирательного штаба. Правда, к этой инициативе в Кремле относятся довольно скептически, ссылаясь на то, что глава государства не приветствует создание параллельных бюрократических структур.
Губернаторская критика обрушилась вчера на главу Минприроды Виталия Артюхова, который намерен по возможности отстранить региональных лидеров от принятия решений о выдаче и отзыве лицензий, позволяющих компаниям разрабатывать месторождения. Первый шаг в этом направлении министр сделал практически сразу после своего назначения, приостановив выдачу лицензий и лишив, таким образом, губернаторов значительных доходов. Сейчас же Минприроды всерьез готово взяться за реформирование всей системы лицензирования. Необходимость пересмотреть систему выдачи лицензий во многом спровоцировали сами губернаторы. Последней каплей стал скандал вокруг месторождения Вал Гамбурцева. Тогда при поддержке главы Ненецкого АО Владимира Бутова региональной компании "Северная нефть" удалось победить крупнейших российских нефтепроизводителей, в числе которых оказались "ЛУКОЙЛ", ЮКОС, "Сургутнефтегаз", "Сибнефть" и "Роснефть".
Представители нефтяных компаний к инициативам Госсовета отнеслись со сдержанным недоумением. Так, президент Тюменской нефтяной компании Семен Кукес отмечает, что утверждение принципа единой госсобственности на недра противоречит Конституции. А гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов в связи с этим предлагает "законодательно предусмотреть ответственность за превышение пределов полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по управлению единой государственной собственностью".
Неоднозначную реакцию вызвало и предложение рабочей группы установить временные лимиты для введения в действие месторождений, разведанных за счет государства. Губернаторы считают, что нефтегазовые компании могут "разморозить" эти месторождения за 10 лет, в то время как запасы крупнейших российских нефтекомпаний сегодня составляют от 30 до 80 лет. В противном случае с держателей лицензий имеет смысл удерживать часть прибыли, которую бюджет мог бы получить в том случае, если бы эти месторождения были введены в действие. Кроме того, разработчики концепции предлагают детально прописать механизм экономических санкций к компаниям, не выполняющим свои инвестиционные обязательства, а также предоставить исполнительной власти право пересмотра размеров разовых платежей за пользование недрами.
По словам же министра Артюхова, несмотря на то что "все хоть сколько-нибудь значимые запасы уже поделены" и "дележ недр завершен", только 15% выданных лицензий сегодня работают эффективно, а остальные "лежат мертвым грузом". Так что не исключено, что предложения Госсовета могут оказаться очень кстати и дать новый старт процессу перераспределения контроля над сырьем.