Владимир Путин уже дважды мог получить удостоверение почетного полярника. Первый раз в конце прошлого года за полярным кругом в районе Нового Уренгоя, где глава государства осматривал газодобывающие предприятия при температуре минус 53. Второй - в Норильске, куда Путин прибыл вчера поздно вечером. В ближайшей программе - 23 градуса ниже нуля и погружение президента на километр под землю в шахту медно-никелевых руд в спецкостюме и каске.
Причина, побудившая главу государства предпринять такой экстремальный вояж, заключается в споре двух региональных лидеров, который может повлечь за собой далеко идущие политические последствия. Спорящие стороны - Красноярский край, который Путин намерен посетить завтра, и Таймырский АО. В центре конфликта оказался Норильск, расположенный на территории округа, но имеющий статус краевого подчинения. Экономическая цена вопроса заключается в сотнях миллионов рублей - налоги, которые градообразующее предприятие "Норильский никель" сегодня платит Красноярску (по оценкам таймырского сенатора Леонида Рокецкого, общие платежи "Норникеля" составляют около 70% краевого бюджета). Политическая - в нежелательных для губернаторов дискуссиях о развитии местного самоуправления.
Попытка уладить конфликт на региональном уровне предпринималась еще в 1995 году, когда был подписан протокол разногласий между Красноярским краем и Таймыром и заключен договор о бюджетных отношениях, устраивавший обе стороны. Но в 2000 году край заявил об одностороннем расторжении договоренностей, а красноярский губернатор Александр Лебедь не так давно предложил привести бюджет муниципального образования в соответствие с федеральными нормативами, в результате чего доходы Норильска могли сократиться почти в три раза. Сегодня и Лебедь, и глава Таймыра Александр Хлопонин пытаются заручиться поддержкой президента, которого они хотели бы видеть во главе согласительной комиссии, и рассчитывают, что Путин подаст в Конституционный суд соответствующий запрос.
Но у Владимира Путина по поводу регионального конфликта свои соображения. В Кремле подчеркивают, что делить Норильск президент не намерен - местные власти в состоянии решить этот вопрос своими силами, а создавать прецедент прямого вмешательства главы государства в региональные споры ни к чему. Путин намерен ограничиться совещанием по социально-экономическому развитию Красноярского края, на котором будут присутствовать и Лебедь, и Хлопонин.
Спорящие стороны готовились к приезду президента по-разному. Александр Лебедь за несколько дней до визита Путина вывихнул ногу и ушел на больничный. Правда, когда в Норильск вылетел глава "Интерроса" Владимир Потанин, Лебедь резко пошел на поправку и был готов сопровождать главу государства. В следующем году у красноярского губернатора начнется предвыборная кампания, готовиться к которой он начинает уже сейчас. Вероятно, Лебедь решил, что лучше уж самому объяснить президенту, кто крайний в невыплате зарплат и забастовках на предприятиях Норильска и Красноярска, чем оставлять такую возможность своему таймырскому коллеге. Тем более что на стороне Хлопонина готов выступить и Потанин, в активе которого есть вполне гуманитарный аргумент для перераспределения налогов в пользу округа: жизнь на Таймыре в несколько раз дороже, чем в Красноярском крае. Кроме того, главе "Интерроса" иметь дело с непредсказуемым генерал-губернатором куда сложнее, чем с экс-главой "Норильского никеля".
Норильск