В штабах Алексея Навального уже подготовлены группы наблюдателей за ходом выборов. Фото со страницы «Команда Навального. Москва» в «ВКонтакте»
Глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков заявил, что объективный прогноз явки на 18 марта 2018 года – это 40–45, а вовсе не 70%. Выявлять расхождения оппозиция рассчитывает через специальную программу подсчета проголосовавших, которая обрабатывает онлайн-трансляцию с камер на участках. Эксперты отметили, что сторонники Навального продолжают придумывать способы делегитимизации выборов, но повторить события 2011–2012 годов им вряд ли удастся.
По мнению Волкова, «на высокой явке, добытой всеми правдами и неправдами, Кремль планирует базировать легитимность новой путинской шестилетки». Напомним, что недавние соцопросы показали совокупное количество готовых идти на выборы в 80–85%.
При этом по поводу утверждений, что, мол, прогнозы социологов, как показывают прошлые выборы, в целом сбываются, Волков заявил: «Явка по данным ЦИК РФ – весьма условный показатель, который в знаменателе тоже имеет число всех избирателей, а в числителе – сумму числа реально явившихся избирателей и числа вброшенных или просто вписанных в протокол бюллетеней».
А опросы, уверен Волков, неточны еще и потому, что люди зачастую дают социально одобряемые ответы. На самом деле ситуация такова: «Реальная (очищенная от приписок и прочей чуровщины) явка на президентских выборах 2012 года составила около 50%. Реальная (очищенная от приписок и прочей памфиловщины) явка на думских выборах 2016 года составила около 35%».
«Полагаю, что это и есть верхняя и нижняя границы для реальной явки на президентских выборах, если они пройдут по консервативному сценарию, то есть без допуска Навального. И конечно, явка в районе 40–45% будет для властей политической катастрофой. Отсюда паника, истерика и «явка, явка, явка, явка», – подчеркнул Волков.
Поэтому, по словам Волкова, формула действия в случае недопуска Навального ясна – «бойкотировать и наблюдать». То есть вести негативную агитацию и выявить реальную явку. Он сообщил, что в этом оппозиции поможет и система видеонаблюдения на избирательных участках.
Сейчас обсуждается возможность создания системы автоматического подсчета явки по трансляции с этих камер: «Берем стрим, распознаем стационарные урны на картинке, регистрируем все факты, когда человек подходит к урне – получаем грубую оценку для реальной явки на участке. Если даже этот показатель оказывается сильно ниже, чем официальная явка на участке по данным ЦИКа, – смотрим уже волонтерскими глазами, проверяем и пересчитываем вручную».
Организатор наблюдения в штабе Навального Николай Левшиц сказал «НГ», что говорить о системе, которая будет использована для подсчета явки, рано – «технические моменты пока не обсуждались, есть идеи и планы». Он пояснил, что техническая разработка начнется после выхода Волкова из-под ареста, то есть после 28 декабря. Однако наблюдатели на выборы активно готовятся: у штаба есть юрлицо – издание «Левиафан», от которого наблюдатели и работали на выборах в Костроме в 2015 году. Также, по словам Левшица, у штаба уже есть договор с Общественной палатой Москвы. Планируется и сотрудничество с действующими СМИ.
Сопредседатель ассоциации избирателей «Голос» Андрей Бузин подтвердил «НГ», что подсчет явки по камерам уже пробовали производить в Татарстане. Первопроходцем стал координатор Ассоциации наблюдателей Татарстана Азат Габдульвалеев. Что-то подобное «Голос» хочет организовать на предстоящих выборах. Эксперт отметил, что явка по видео и официальная дадут закономерно разные результаты: кто-то уносит бюллетень с собой, а кто-то голосует на дому. Кроме того, камеры будут не на всех участках.
Однако если расхождения действительно будут большие, властям и ЦИКу будет над чем задуматься. По мнению Бузина, это окажется косвенным свидетельством, которое заставит людей еще сильнее не доверять выборам. «Однако даже при расхождении в 20% – это не юридический аргумент, и суды это не примут в качестве доказательства фальсификации явки. Явка фиксируется по протоколам и суды учитывают только это», – подчеркнул Бузин.
Что касается планов штаба Навального, то, по его словам, «вычисление явки по видео и негативная агитация дадут разный результат». Попытка поймать власть с явкой позволит сделать громкие заявления после выборов без каких-либо правовых последствий. «А вот негативная агитация может снизить явку, а значит, донести до власти информацию, что не все любят Путина, а потому в информационном плане это занятие более эффективно», – сказал Бузин. Он напомнил, что негативной агитации будет противодействовать полиция. Если Навального не зарегистрируют, такая агитация не будет оплачена из избирательного фонда, а стало быть, окажется незаконной.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пояснил «НГ», что тактика вычисления явки требует кропотливой работы – «чтобы отследить все записи с камер, понадобятся годы работы». И сообщения о расхождениях в явке результата не принесут: «Общество готово к таким сообщениям. По нашим опросам, большинство населения не верит в честность выборов. Но люди не думают, что могут что-то изменить, и протестовать они не готовы. Выборы для них – ритуальное действо, на которое можно пойти, а можно и не пойти». Миронов согласен с тем, что негативная агитация более эффективна хотя бы потому, что воспринимается властью болезненно. Однако, уверен он, реализовать сценарий 2011–2012 годов оппозиции вряд ли удастся.