Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Рабочая группа по уточнению понятия «конфликт интересов» начала действовать в Госдуме. Ей предстоит придумать четкие определения этого вида должностных правонарушений. Что же касается самой представительной власти, то для нее актуальна такая проблема, как злоупотребление депутатскими запросами в различные инстанции. В Ассоциации юристов России (АЮР) «НГ» сообщили, что, как только обновленное законодательство о конфликте интересов будет принято, начнется обсуждение контуров закона о лоббизме.
Случаи конфликта интересов и меры по его преодолению предполагается прописать не только для парламентариев, но и для должностных лиц судебной, исполнительной ветвей власти. В ближайшее время должны быть подготовлены необходимые поправки в антикоррупционное законодательство.
Депутаты намерены конкретизировать критерии конфликта интересов, упоминание которого сегодня встречается более чем в 80 законах и подзаконных актах. Однако из-за нечеткости формулировок с правоприменительной практикой чаще всего возникают проблемы.
По мнению главы комитета ГД по законодательству Павла Крашенинникова, размытость определению, к примеру, придает использование в нем слова «ситуация». «Важно определить четкие и понятные для правоприменения критерии понятия «конфликт интересов», прописать в законе, что же это такое. И что тоже важно – что не является конфликтом интересов», – отметил он. В противном случае, если не будут установлены универсальные нормы, убежден Крашенинников, само это понятие может стать коррупционным.
Он указал, что сферы конфликта интересов довольно разнообразны – например, можно ли назвать конфликтом интересов профессиональную деятельность на предыдущей работе? «Может ли специалист в сельском хозяйстве быть в аграрном комитете Госдумы, а юрист – в правовом? Может. А тот же самый профессионал может ли создавать экономические или другие преимущества в деятельности своего, пускай и бывшего, юридического лица? Наверное, нет. Достаточно ли законодательства в России для точного ответа? Законодательства много, а ответов – не очень», – заявил Крашенинников.
Кроме того, рабочая группа ГД планируют изучить порядок направления депутатских запросов в различные госструктуры, чтобы исключить возможность злоупотребления.
Как рассказали «НГ» в АЮР, определение конфликта интересов – это первый шаг к принятию цивилизованного законодательства о лоббизме: «Сегодня ясно видна необходимость четко разграничить правомерную деятельность по отстаиванию и продвижению законных интересов предпринимателей от коррупционных действий». По мнению юристов, законодательные пробелы здесь создают проблемы и для госструктур, и для коммерческих проектов.
Скажем, в нынешнем законодательстве конфликт интересов возможен у госслужащего или муниципального служащего. Но депутат по своему статусу не является чиновником, и он имеет право обращаться в различные структуры. При этом право на депутатский запрос тем не менее может использоваться или как инструмент давления, или как способ продвижения неправомерных интересов. В АЮР также предлагают проработать принципы использования личных фондов в законопроектной деятельности депутатов.
Напомним, что депутатская рабочая группа создана по указанию спикера Госдумы Вячеслава Володина. Поводом стало разбирательство с делом депутата от «Единой России» Андрея Палкина, которого прокуратура как раз и обвинила в написании многочисленных депутатских запросов по корыстным мотивам.
Ряд экспертов, впрочем, сразу же усомнился в работоспособности будущих норм. По словам адвоката Сергея Литвиненко, установить единообразные критерии для всего отраслевого и подотраслевого законодательства в принципе невозможно: «Нельзя уголовное мешать с гражданско-правовым, а гражданско-правовое – с бюджетным в силу как минимум специфичности регулируемых правоотношений и основополагающих принципов, их регулирующих».
Также, добавил эксперт, есть вероятность и того, что из-за своего сугубо разъяснительного статуса выработанные критерии останутся декларативными. «Перед нами, вполне возможно, очередная правовая фикция, не обращать внимания на которую сможет абсолютно каждый, кто не намерен соблюдать и другие предписания законодательства РФ», – подчеркнул адвокат.
Юрист Сергей Савченко напомнил «НГ», что значительная часть тех же депутатов в прошлом активно занималась бизнесом – после получения мандата они просто переписали свои активы на аффилированных лиц. А потому, предположил он, многим из них будут невыгодны реально работающие корректировки этой сферы законодательства.
По данным Генпрокуратуры, за последние четыре года в России было совершено более 120 тыс. коррупционных преступлений. Наказания за них понесли 45 тыс. человек. Из них 4,5 тыс. – это сотрудники правоохранительных органов. Есть и чуть более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления. Ущерб от их действий составил более 148 млрд руб.
комментарии(0)