Антимилитаристскую позицию «Яблока» доводит до общества молодой партлидер Николай Рыбаков. Фото с сайта www.yabloko.ru
Либеральный сектор несистемной оппозиции воспринял негативно украинскую спецоперацию Вооруженных сил РФ. Например, из тени вышел полузакрытый ПАРНАС Михаила Касьянова, партия подала заявку на массовый митинг в центре Москвы. А «Яблоко» все так же продолжает сбор подписей за мир и против войны. Таким образом, несогласные ушли в антивоенную нишу в соцсетях, а значит, пока не угрожают внутриполитической стабильности. Эксперты полагают, что власти не станут жестко бороться с либералами, которым будет определена роль показательных агентов Запада.
«МВД России заявляет, что любые провокационные действия, агрессия в отношении сотрудников полиции, невыполнение их законных требований будут незамедлительно пресечены.
Лица, совершившие подобные правонарушения, будут задержаны и привлечены к ответственности», – заявили 24 февраля в пресс-центре ведомства.
Там отметили, что в территориальные органы МВД поступает информация о распространяемых в интернете призывах к проведению несанкционированных публичных мероприятий в ряде субъектов РФ. МВД подчеркнуло, что, с одной стороны, полиция полностью контролирует ситуацию в регионах, а с другой – действующие ковидограничения продолжают действовать. Данное сообщение явно имеет отношение к планам отдельных политсил из числа несистемной оппозиции организовать антивоенные уличные акции. Например, экс-кандидата в депутаты Госдумы Марину Литвинович задерживали 24 февраля именно в связи с такими планами.
Либеральные партии и политики, которые осуждают Россию за введение армии на территорию Украины, вообще сильно оживились. Скажем, давно уже оставивший общественную активность ПАРНАС. Партия Касьянова заявляет, что подала заявку в мэрию Москвы на проведение антивоенного шествия в центре города 5 марта с числом участников в 150 тыс. человек. Ответа пока не поступило, но нет сомнений, что он будет отрицательным. На тему дня откликнулся и Алексей Навальный, уголовный процесс над которым продолжился 24 февраля. Он выступил с «обращением к суду и к миру» против военной спецоперации и попросил обязательно занести его слова в протокол заседания. А, к примеру, представитель незарегистрированной партии «Демократический выбор» Игорь Драндин призвал различные либеральые силы объединяться в антивоенной нише.
Наиболее респектабельно в этой ситуации выглядит «Яблоко», которое продолжает собирать подписи граждан против разгула милитаризма. Жесткие заявления уже сделал лидер партии Николай Рыбаков, а депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский заметил, что «Яблоко» и раньше предупреждало «об опасности войны», а теперь оно даже думает над организацией митинга. По наблюдению «НГ», в рабочие часы темпы сбора подписей достигли пика, за каждый час на сайте «Яблока» прибавлялось примерно по 3 тыс. подписей. И если с начала кампании вплоть до ночи с 23 на 24 февраля было собрано лишь около 22 тыс. автографов, то лишь за один четверг была превышена отметка в 40 тыс.
Между тем сами яблочники с утра 24 февраля сообщили о технических неполадках на сайте. По данным «НГ», исчезала надпись с числом подписантов. Однако член бюро «Яблока» Григорий Гришин пояснил: «Был небольшой сбой, технические сложности были связаны с наплывом подписантов. Явная угроза боевых действий вызвала отклик, только за первую половину суток подписалось около 13 тыс. человек». То есть Гришин пока исключает хакерские атаки против ресурсов партии, однако не исключая этого в будущем. В принципе он уверен, что власть обязательно будет бороться с антивоенной оппозицией разными методами. «Это и замалчивание такой позиции в информационном поле, и оттеснение наших спикеров с госканалов, перехват повестки, а также обвинение нас в непатриотизме. В будущем возможно и силовое воздействие, остается только надеется, что до этого все-таки не дойдет», – заявил «НГ» Гришин. При этом он признал, что наряду с поддержкой от граждан поступают и ругательные сообщения. Так, к примеру, яблочников называют «предателями родины и военными преступниками», им указывают на «низкие моральные и интеллектуальные качества», сомневаются в том, что оппозиционеры получают свои доходы честным путем, и, наконец, «обвиняют в службе Западу». «Но со стороны власти пока никаких действий нет, и надеюсь, не будет», – подчеркнул Гришин.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в беседе с «НГ» это подтвердил: «Если не будет массовых протестов, то всем станет очевидно, что оппозиция идет против общественного тренда. Под видом борьбы за мир она выражает позицию США, Британии и других рукотворных руководителей украинского кризиса». На самом деле, полагает он, для оппозиции это большая ошибка, ведь граждане РФ понимают, что в Донбассе гибнут люди и без военной операции России, которая «лишь пытается спасти жизни и остановить кровопролитие». «Общество ждет аналог крымского консенсуса, а несогласные пилят сук, на котором сидят, они просто хоронят себя в общественном и электоральном плане, именно из-за такой позиции они получают ярлыки иностранных агентов. Поэтому зачем власти применять репрессии? Проще будет, чтобы они сами разоблачились по полной в том, что продвигают интересы других государств – стран Запада», – заметил Мухин. Так что он исключил применение к несогласным жестких мер – таких, как аресты и запрет партий. Но предположил, что их будут и публично игнорировать, и подспудно разоблачать – дескать, «на словах выступая против войны, на самом деле несогласные поддерживают геноцид и кровопролитие на Донбассе»: «Зачем их сажать в тюрьму или запрещать? Они сами себе могилу роют. А власть очень аккуратно и нежно работает с оппозицией, холит ее и лелеет, потому что понимает, если эти несогласные, к примеру, уедут за границу, на их место могут прийти большие радикалы».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Проблема оппозиции в том, что она слаба информационно и не способна донести свою позицию до широкого круга людей. На данный момент для власти большей головной болью являются публикации за мир известных людей, лидеров общественного мнения – например, Валерия Миладзе, Ивана Урганта, Максима Галкина. А подписи яблочников, заявка на митинг ПАРНАСа и высказывания в соцсетях пока выглядят как буря в стакане воды. Вот если бы оппозиция развернула хотя бы на либеральном фланге «Коалицию за мир», наверное, ей можно было бы вернуть себе былую поддержку и даже ее расширить». В то же время эксперт отметил, что проблема у власти не с оппозицией, гораздо более серьезным выглядит молчание элит, то есть у власти не так много защитников в информационном пространстве. «Посмотрите аккаунты депутатов Госдумы, голосовавших за признание ДНР и ЛНР, почти никто из них не высказался 24 февраля, активно поддерживая действия российской власти, большинство отмалчивается», – заметил Калачев. Он предположил, что реакция власти на антивоенную оппозицию будет зависеть от того, окажется ли украинская кампания быстрой и победоносной или станет затяжной и тяжелой: «Если последнее, то действия власти будут ужесточаться, будет закручивание гаек внутри страны и в отношении оппозиции». Пока же в целом несистемная антивоенная оппозиция попадает в спираль молчания, хотя время от времени ее будут разоблачать, например, публикуя соцопросы, по которым ее поддержка в обществе будет сокращаться, предположил эксперт.
комментарии(0)