В то время когда Русская Православная Церковь и представители государства совместными усилиями открывали в Екатеринбурге Храм-на-крови, построенный в честь последних представителей дома Романовых, погибших в доме купца Ипатьева в 1918 году, руководство администрации Костромской области объявило конкурс на право организации торговли на территории Архиерейского сада музея-аповедника "Ипатьевский монастырь".
Две географические точки на карте России - Кострома и Екатеринбург - имеют непосредственную связь с историей нашей страны. В 1613 году из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме был призван на царство Михаил Федорович Романов, с которого и началось правление этой династии, а завершилось оно в Екатеринбурге. Казалось бы, два равных по значению исторических места для всякого, кто знает и ценит прошлое своего Отечества. Однако здесь существует какой-то двойной стандарт. В одном случае мы не жалеем ни денег, ни сил на празднование юбилеев (например, торжества в Сарове), в другом - проявляем какое-то поразительное равнодушие к судьбе исторических памятников.
Недавно в адрес президента России Владимира Путина поступило обращение деятелей российской культуры, в котором поднимается вопрос о дальнейшей судьбе уникального памятника духовной истории Отечества и российской государственности - Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. Авторы письма обращают внимание главы государства на то, что, несмотря на достигнутые договоренности между Русской Православной Церковью и Министерством культуры о совместном использовании монастыря монашеской общиной и Костромским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником, положение монастыря остается далеко не завидным. В частности, в обращении говорится о вопиющем несоответствии музейной экспозиции самому названию музея "Ипатьевский монастырь" и его месторасположению на территории действующего монастыря. Так, например, в храме святых мучеников Хрисанфа и Дарии размещается выставка оружия времен Гражданской войны, знамена партийных и комсомольских организаций советского периода, а также винно-водочных изделий местных предприятий - весьма сомнительные экспонаты для обители. Несомненно, для верующих людей, а особенно для монашеской братии, все это оскорбительно. Но особенно коробит религиозное чувство верующих отказ руководства музея установить на этом храме крест и сделать доступной для поклонения главную святыню Костромы - чудотворную икону Тихвинской Божией Матери.
Авторы письма к президенту указывают и на приближение важной даты в истории России: в 2013 году будет отмечаться 400-летие дома Романовых, центром которого, несомненно, должен стать Ипатьевский монастырь в Костроме. Деятели российской культуры считают, что музей и монастырь должны сосуществовать, как это происходит в Троице-Сергиевой лавре, где и паломники, и туристы могут ознакомиться с жизнью монастыря и осмотреть музей. В заключение авторы обращения просят президента "дать указание о направлении в Кострому специальной президентской комиссии для рассмотрения изложенного...". Всемирно известный музыкант Мстислав Ростропович обратился в этой связи к министру культуры РФ Михаилу Швыдкому, поставив вопрос об Ипатьевском монастыре еще более радикально: "Весь монастырь, часть которого в настоящее время принадлежит музею, следовало бы вернуть Русской Православной Церкви".
Возможно, такое решение было бы самым справедливым и "соответствующим духу времени", иначе ретивые чиновники из департамента имущественных отношений администрации Костромской области сдадут в аренду торговцам не только Архиерейский сад монастыря, но и его храмы и келии... И придется тогда президенту России "изгонять торгующих из храма", кажется, только ему этот подвиг по силам.