Компания "Илим Палп Энтерпрайз" резко активизировала свои лоббистские усилия в нижней палате парламента. Как сообщают источники, близкие к аппарату Государственной Думы РФ, в последнее время целый ряд депутатов ГД получил неофициальные предложения посетить Котласский целлюлозно-бумажный комбинат в составе парламентской делегации по приглашению ИПЭ. Некоторые этим предложением воспользовались: после визита на КЦБК депутатов Плескачевского, Томчина и Цыбакина пресс-служба "Илим Палп" сообщила о намерении создать парламентскую комиссию для "изучения ситуации вокруг Котласского ЦБК". Пытаясь удержать контроль над предприятием в условиях конфликта с владельцами контрольного пакета КЦБК, компания в последнее время потерпела ряд чувствительных поражений в административном поле и рассматривает думцев как последний политический ресурс, потенциально способный повлиять на расстановку сил вокруг целлюлозного комбината. При этом, пытаясь организовать парламентское мнение, глава "Илим Палп" Захар Смушкин уповает на лоббистские возможности депутата Владислава Резника и главы Минэкономразвития Германа Грефа.
Борьба за Котласский ЦБК продолжается уже несколько месяцев. Весной 2002-го контрольный пакет КЦБК был изъят у "Илим Палпа" в пользу РФФИ и затем продан более чем за 100 млн. долл. (основанием для судебного соответствующего судебного решения, принятого по иску одного из акционеров, стали неутешительные для ИПЭ итоги проверки Счетной палатой выполнения компанией условий приватизационного инвестиционного конкурса). Конечным покупателем выступил альянс Коган-Дерипаска: структуры, контролируемые питерским банкиром и алюминиевым магнатом, консолидировали в общей сложности 61% акций Котласского ЦБК. "Илим Палп", сохранивший за собой, по разным данным, от 20 до 25% акций КЦБК, отказался признать права новых акционеров на управление предприятием. Люди Дерипаски и Когана зайти на комбинат до сих пор не могут - "Илим" организовал физическую оборону периметра по всем правилам фортификационного искусства, усилив при этом вооруженную охрану пикетами из рабочих. Конфликт вступил в фазу позиционной войны, где главные события происходят не на передовой, а в московских и архангельских кабинетах. И эту войну "Илим Палп" проигрывает.
Наблюдатели считают, что вариант силового захода новых акционеров КЦБК с самого начала конфликта выглядел крайне маловероятным из-за критически высоких политических и социальных рисков. В этом отлично отдавало себе отчет и руководство "Илим Палпа", выводя рабочих на баррикады и раздувая PR-кампанию о готовящемся "силовом захвате предприятия". С самого начала конфликта позиционируя себя в информационном поле как жертву "агрессии" и "черного передела собственности", "Илим Палп" тем временем сосредоточил свои усилия на закулисной работе, попытавшись в первую очередь переписать реестр Котласского ЦБК.
Недавнее официальное заявление главы ФКЦБ Костикова о попытке "Илим Палпа" оказать давление на комиссию свидетельствует о том, что в своих действиях на этом направлении компания перешла неписаные правила корпоративных отношений с ведомствами. Причем зашла в этом направлении настолько далеко, что Костиков, не склонный к подобного рода категоричности, был вынужден перевести ситуацию в публичную плоскость для того, чтобы выйти из-под давления "Илим Палпа". При этом, как известно, близкая ИПЭ компания "Энергорегистратор" потеряла лицензию за манипуляции вокруг реестра Котласского ЦБК.
Неудачей закончилась и получившая известность попытка "Илим Палпа" выйти на Владимира Путина через Германа Грефа. Скандальная история с проектом письма ИПЭ президенту, в которой глава Минэкономразвития предстал в роли гонца и глашатая оскандалившегося лесного холдинга, сняла с повестки дня вопрос о вмешательстве верховной власти в конфликт на стороне Захара Смушкина.
На региональном же уровне позиции "Илим Палпа" сегодня выглядят шатко. Отказ Дерипаски и Когана от силовых действий сильно размыл тот имидж несправедливо обиженной жертвы, который до сих пор настойчиво примеряют на себя функционеры ИПЭ. С неохотой вынужденный подписать протокол о соблюдении правовых норм и невовлечении трудового коллектива Котласского ЦБК в конфликт акционеров, Смушкин сегодня оказался перед выбором: либо пустить новых акционеров на комбинат, либо нарушить эти публичные договоренности, достигнутые по инициативе архангельского губернатора Ефремова. И последние события показывают, что руководство "Илим Палпа" сохранению лица и выполнению своих обещаний (являющихся, заметим, частью системы социально-экономических гарантий для жителей области, продекларированных губернатором Ефремовым в рамках своей позиции по конфликту) предпочло сохранение силового контроля за периметром КЦБК.
В этих условиях думский десант, высаженный ИПЭ на Котласском ЦБК, является последней картой, которую холдинг разыгрывает сегодня в попытке слепить своему вооруженному сидению на комбинате хоть сколько-нибудь заметное политическое прикрытие.
В кулуарах Госдумы открыто говорят то, что лоббистской деятельностью по формированию парламентской группы в интересах "Илим Палпа" занимается депутат Владислав Резник, давний знакомый Захара Смушкина по Санкт-Петербургу. Этот депутат в последнее время широко прославился в первую очередь как недвусмысленный лоббист интересов иностранного финансово-промышленного капитала. Причем в рекрутировании парламентариев на службу "Илим Палпу" Резнику, по-видимому, активно помогают представители Министерства экономического развития: источники в самом МЭРТе утверждают, что Греф, раздосадованный крайне болезненным для него провалом операции с письмом ИПЭ президенту, предоставил Смушкину не только свои лоббистские ресурсы, но и медийные возможности.
Ждать событий осталось недолго - депутаты, за два месяца каникул соскучившиеся по живому делу, уже начинают в массовом порядке возвращаться к месту работы.