В Свердловской области отменены натуральные льготы на транспорте. Как и предполагали эксперты, это вызвало недовольство пожилых людей. Пенсионеров, кстати, поддерживают екатеринбургские власти: депутаты городской Думы назвали данный шаг государства вредительством.
Монетизацией, впрочем, недовольны исключительно в Екатеринбурге, где до 1 февраля с.г. все пенсионеры бесплатно пользовались городским транспортом. На эти цели транспортным компаниям перечислялось около миллиарда рублей из областного и муниципального бюджетов. Отменив натуральные льготы, областные власти приняли решение выдавать областным льготникам по 275 руб. в месяц, а федеральным – 600 руб. в год. Муниципальные льготники (пенсионеры) вообще в расчет не брались. В итоге получилось так, что в маленьких городах выделенных денег на проезд вполне достаточно, а для областного центра это смешная сумма: проездной билет на один вид транспорта стоит 575 руб.
Депутаты Екатеринбургской Думы протестовали, обращались к региональным властям, но губернатор Свердловской области Эдуард Россель был непреклонен, считая, что это исключительно внутреннее дело муниципалитета. Тогда мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий пошел на непопулярные меры: он определил стоимость льготного проездного билета в размере 375 руб. и упразднил натуральные льготы. На практике это означает, что областные льготники будут приплачивать из своего кармана 100 руб., а обычные пенсионеры – и вовсе 375 руб.
Городские парламентарии, утвердившие решение мэра, не скрывали своего недовольства. Например, депутат Нафик Фамиев заявил на рассмотрении данного вопроса, что «в условиях экономического кризиса этот шаг областных властей сродни вредительству». По словам депутата, деньги на монетизацию будут потрачены почти те же (около 800 млн. руб. из разных бюджетов), а результата не будет, потому что людям придется выбирать какой-то один вид транспорта да еще приплачивать из своего кармана. Депутат Николай Лантух добавил, что эффективность расходования денег будет зависеть от того, насколько оперативно власти сумеют распространить проездные билеты.
Власти, однако, оперативно не сумели: в пунктах продажи проездных – столпотворение. Пожилые люди говорят, что билеты продаются далеко не во всех киосках и пунктах, указанных мэрией. Очень часто киоск реализует всего несколько билетов, а потом закрывается. В очередях люди откровенно говорят, что власти их просто кинули. Это вызывает раздражение, потому что так с ними не поступали даже в более тяжелые 90-е годы.
Руководитель фракции единороссов в гордуме Рафаэль Шихов убежден, что город подставили: по его словам, в тяжелые времена обычно возвращаются к натуральным льготам, а Свердловская область отказалась от них. Депутат называет откровенной ложью утверждения о том, что подавляющее большинство пожилых людей одобрили монетизацию: «Люди говорят, что их вынудили написать заявления в органы социальной защиты: мол, пиши, или ничего не получишь».
Справедливости ради надо сказать, что шум вокруг монетизации наблюдается исключительно в Екатеринбурге. Подставляя власти областного центра, губернатор Россель, говорят политологи, преследует несколько целей: с одной стороны, он роняет престиж мэра Чернецкого, что для него важно в канун выборов в гордуму, с другой – предлагает более эффективно расходовать бюджетные средства города. И здесь нельзя не согласиться с губернатором: деньги на бесплатный проезд стариков найдутся, если чиновники перестанут вольно распоряжаться бюджетными средствами, что уже стало поводом для возбуждения ряда уголовных дел.
Екатеринбург