0
7342
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.09.2013 00:01:00

Трансформация – это нормально!

Валерий Федоров

Об авторе: Валерий Валерьевич Федоров – научный руководитель факультета политологии и социологии Финансового университета при Правительстве РФ.

Тэги: идентичность, социлология


идентичность, социлология Освящение машины государственной власти выглядит символично. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Идентичность – понятие столь же сложное, комплексное и нечеткое, как «общество», «культура», «порядок» и другие. Дискуссии вокруг определения идентичности идут давно и продолжатся еще долго. Ясно одно: без анализа идентичности мы не сможем ответить на ряд важнейших вопросов: кто такие – россияне в XXI веке? Что нас объединяет и заставляет двигаться вместе в одном направлении? Есть ли у нас общее будущее – и если да, то какое? 

Не претендуя на собственный методологический подход к пониманию идентичности, перечислю лишь три важных пункта, без которых анализ современной российской идентичности невозможен. Во-первых, идентичность не создается раз и навсегда, она может меняться – и меняется в процессе социальных трансформаций и взаимодействий. Таким образом, сегодняшняя идентичность отличается от вчерашней, а завтрашняя – будет иной, чем сегодняшняя. Трансформация идентичности – это нормально, ненормально – это когда идентичность застывает, не реагируя на вызовы времени. 

Во-вторых, одна идентичность может совмещаться с другой или с другими. Каждый человек сегодня несет целый «портфель идентичностей» и пользуется ими по мере необходимости. Скажем, выезжая за пределы своего города, на дачу, житель Казани становится «горожанином», отправляясь в отдаленный район Татарстана, – он «казанец», приезжая в Москву, он – «татарин», в Берлине он – русский, а в Африке – белый. И все это, напомню, – один и тот же человек.
В-третьих, идентичность обычно слабеет в периоды мира и укрепляется в периоды конфликтов и войн. Война за независимость создала американскую идентичность, Великая Отечественная война укрепила советскую идентичность, войны в Чечне и в Осетии дали мощные импульсы для дискуссий о современной российской идентичности. Сегодня войны нет, а есть вялотекущий мировой кризис, который сам по себе бросает вызов и американской, и европейской, и российской идентичности. Как они выдержат это испытание – вопрос открытый. Важно то, что время переопределения идентичности – это наше нынешнее время, эти процессы идут прямо у нас на глазах. 

Проанализируем особенности российской идентичности в это кризисное время. Начнем с национального аспекта. Едва родившись, новое государство – Российская Федерация – оказалось поставлено перед проблемой: является ли оно правопреемницей и законной наследницей СССР? Или Российской империи и всей тысячелетней России? Или же это действительно совершенно новое государство? Спор по этому поводу продолжается до сих пор. Президент Ельцин разрывался между желанием создать нечто совершенно новое и апелляциями к более ранним периодам нашей истории. Президент Путин сделал ставку на воссоединение имперского, советского и современного периодов. Эта линия наглядно отразилась в государственных символах новой России: имперский герб, советский гимн и российский триколор на флаге. Сначала такая комбинация вызывала критику и насмешки, но теперь, спустя десятилетие, она вполне прижилась и устоялась. 

Тем не менее по поводу истории и преемственности современного российского государства идут нескончаемые споры. Соревнуются несколько основных подходов. Неосоветский подход рассматривает нынешнюю Россию как «СССР без идеологии» и требует восстановить единое государство на постсоветском пространстве, а также рассматривает Россию как центр противостояния мировой гегемонии Запада. В последнее время этот подход слабеет в связи с отходом от активной жизни поколений людей, рожденных и воспитанных в СССР, и разрушением советской системы интернационального воспитания. На политической сцене это мировоззрение представляет КПРФ. 

Другой, более популярный подход рассматривает Россию как многонациональное государство в нынешних границах, преемственное по отношению как к Российской империи, так и к СССР. Необходимости в территориальном расширении наша страна не имеет, но свою собственную территорию, включая нерусские регионы, считает священной и неразделимой. Россия также имеет преимущественные интересы и даже миссию на территории бывшего СССР. Поэтому она должна, с одной стороны, стараться разными способами интегрировать это пространство, а с другой – защищать права своих соотечественников, живущих в новых независимых государствах. Соотечественниками признаются прежде всего носители русского языка и культуры независимо от этнической принадлежности. Этот подход разделяется большинством россиян и провозглашается президентом Путиным и партией «Единая Россия». 

Третий подход, назовем его этноцентристским, утверждает, что Россия – это государство русских, что интернационализм для нас губителен, что имперское и советское прошлое – равно трагические страницы истории, которые нужно закрыть. Вместо этого желательно воссоединение населенных русскими земель, таких, как часть Украины, Крым, Северный Казахстан и др. А вот часть территорий, прежде всего Северный Кавказ и особенно Чечню, лучше, наоборот, отдать. Этот подход имеет приверженцев прежде всего в среде молодежи и постоянно подпитывается притоком в Россию иммигрантов из Центральной Азии, а также внутренней миграцией. Среди политиков к этническому национализму ближе всего Владимир Жириновский и Алексей Навальный. 

Конъюнктурно главным вызовом национальной идентичности россиян сегодня является вопрос о праве выходцев из трудоизбыточных республик Северного Кавказа, не теряя своего языка и веры, свободно переселяться в крупные мегаполисы и исконно русские области. Хотя юридически никаких препятствий к этому нет, процесс внутренней миграции вызывает сильнейшее напряжение и ведет к усилению русских националистических настроений, включая самые экстремистские. С этим вызовом смыкается другой: способность российской нации абсорбировать миллионные потоки мигрантов из Центральной Азии. Оба вопроса постоянно обсуждаются в обществе и в правительстве. О степени их значимости говорит хотя бы то, что жители Москвы на последних выборах мэра поставили проблему мигрантов на второе место после пробок.
Следующий аспект российской идентичности – территориальный. Со времен Горбачева в нашем обществе существует табу на обсуждение вопросов территориальной целостности, ее сохранение превратилось в самостоятельную ценность высшего уровня. Симптоматично само название правящей партии – «Единая Россия», что символизирует, с одной стороны, неразрывную связь всех российских территорий, а с другой – боязнь разорвать эту связь и необходимость все время ее укреплять. Эта связь строится вокруг Москвы, города, имеющего роль не только политического или экономического, но и сакрального центра. Защита Москвы от врагов, концентрация всех усилий нации на ее спасении – сильнейший инструмент консолидации общества. Неслучайно Путин на последних выборах процитировал строки Лермонтова: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…» 

Императив единства и целостности России – важнейший элемент нашей идентичности, который постоянно актуализируется страхами по поводу попыток внешних и внутренних врагов их подорвать. И если в число внешних врагов попеременно входят все крупнейшие мировые державы, то важным внутренним врагом с момента развала СССР считается «региональный сепаратизм». При Ельцине сильнейшие региональные лидеры получили прозвище «удельных князей» и вошли в список главных антигероев эпохи – наряду с олигархами, бандитами и террористами. Их политическая автономия была уничтожена Путиным, их финансы экспроприировал Кудрин, а их самих лишил должностей Медведев. Региональный сепаратизм образца 1990-х годов умер, и для территориальной целостности России сегодня актуальны совсем другие вызовы: 

– образ Москвы как сакрального центра, который необходимо защищать любой ценой, вытесняется образом «московского спрута», высасывающего из провинции все соки и утопающего в роскоши, тогда как страна прозябает в нищете;
– централизаторская политика Путина переходит в свою противоположность из-за того, что местные власти больше интересуются мнением центра, чем собственных избирателей, и при этом лишены финансовых источников для развития своих территорий. В приграничных территориях, таких как Калининград, Приморье и др., соседствующих с динамично развивающимися странами, нарастает ощущение своей «брошенности» центром;
– гордость за победу в чеченской войне забывается, зато растет общественное раздражение по поводу особого статуса Чечни, ее обширного финансирования из общегосударственного бюджета и беспардонного поведения высокопоставленных чеченцев в Москве и других местах. Постепенно такое отношение распространяется и на Дагестан. 
 
Третий аспект российской идентичности – религиозный. Сегодня более 80% россиян называют себя православными, а Русская православная церковь получила полугосударственный статус и имеет большое влияние на политику властей в значимых для нее сферах. Драматические события последних двух лет еще больше укрепили союз между патриархом Кириллом и президентом Путиным. Налицо российский вариант «симфонии», православного идеала сотрудничества мирской и священной власти, первосвященника и императора. И тем не менее престиж церкви в течение этих двух лет в обществе пошатнулся. Прежде всего исчезло неофициальное табу на критику РПЦ, существовавшее на протяжении более чем двух десятилетий. Либеральная часть общества перешла в открытую оппозицию церкви. Если прежний патриарх находился вне любой критики, то новый подвергается постоянным нападкам и упрекам. Церковь, как на закате Российской империи, все больше теряет имидж национальной и приобретает характер государственной. 

На этом фоне даже забытый после крушения коммунизма атеизм постепенно возвращается на сцену. Но гораздо более опасна для РПЦ миссионерская активность неправославных христианских конфессий, прежде всего протестантских, а также распространение ислама за пределы его традиционного ареала обитания. Нередкими стали случаи перехода в ислам этнических русских – и на Кавказе, и в Поволжье, и на Урале. Количество протестантских общин быстро растет, хотя надежной статистики по этому поводу нет. Что самое важное, сила веры новообращенных протестантов и мусульман на порядок превосходит ту, которой располагают прихожане РПЦ. Опросы показывают, что подавляющая часть православных ограничивается обрядом крещения и празднованием Пасхи, а также участием в традиционных полуязыческих ритуалах. Наши православные в абсолютном большинстве не читают Библию, не знают десяти заповедей, не посещают церкви и не принимают участия в жизни православных общин. Более того, значительная часть из них даже не верит в загробную жизнь. 

Дискуссии и конфликты вокруг моральных тем углубляют раскол между консервативным большинством, поддерживающим государство и РПЦ, и либеральным меньшинством, чью религию было бы правильно назвать поклонением идеализированному образу Запада. Но еще более опасный вызов православной составляющей российской идентичности – ее неспособность способствовать моральному возрождению российского общества, в котором сегодня царит неуважение к праву, бытовая агрессия, отвращение к производительному труду.
Закончим идеологическим аспектом российской идентичности. Распад СССР заставил нас почувствовать себя неполноценной, неправильной страной, долгое время шедшей «не туда» и только теперь возвращающейся во всемирную семью «правильных» народов. Но такой комплекс неполноценности – тяжкое бремя, и русские с радостью от него отказались, как только ужасы олигархического капитализма и интервенция НАТО в Югославии уничтожили наши иллюзии по поводу «прекрасного нового мира» демократии, рынка и дружбы с Западом. Образ Запада как модели для подражания оказался полностью дискредитирован уже к концу 1990-х. С приходом Путина на пост президента стартовал поиск альтернативной модели, иных ценностей.
К сожалению, этот поиск принес пока мало плодов. В сухом остатке – признание безальтернативности демократии как образа правления. Конкурирующие идеологии – советская и монархическая – на порядок менее популярны. При этом большинство россиян уверены, что российская демократия отличается и всегда будет отличаться от западной, что она должна соответствовать специфике нашей страны. Правда, в чем именно эти отличия – люди, как правило, сказать не могут. Мы просто «не такие», но какие именно – и сами не знаем. Естественных союзников, полагает твердое большинство, у России нет, и наша принадлежность к европейской цивилизации не означает общности нашей судьбы с Западной Европой и Америкой. Из европейских стран нам симпатична Германия, но в этом рейтинге ее существенно опережают Казахстан, Белоруссия и Китай. Более молодая и образованная часть россиян по-прежнему тяготеет к Евросоюзу и даже хотела бы вступления в него России, но она составляет меньшинство. Большинство же хочет строить российское демократическое государство по-своему.
Общественный идеал современных россиян таков: независимое и влиятельное, авторитетное в мире государство; высокоразвитая экономически держава с достойным уровнем жизни, конкурентоспособной наукой и промышленностью; многонациональная страна, где русский народ играет особую, центральную роль, но уважаются и защищаются права людей всех национальностей; страна с сильной центральной властью, возглавляемая президентом с широкими полномочиями. Это страна, где торжествует закон и все перед ним равны. Страна восстановленной справедливости в отношениях людей друг с другом и с государством.
Однако в нашем общественном идеале отсутствуют важнейшие ценности, без которых достижение этого идеала вряд ли реально. Среди них – сменяемость власти на альтернативной основе; представление об оппозиции как важнейшем институте политической системы; ценность разделения властей и тем более их соперничества; идея парламента, партий и представительной демократии вообще; ценность прав меньшинств и в значительной степени прав человека в целом; ценность открытости миру, который воспринимается скорее как источник угроз, а не возможностей. Как результат – наша идентичность сегодня обращена в прошлое, а не в будущее; концентрируется на угрозах, а не на возможностях; рассматривает мир как полный врагов, а не партнеров; бедна идеалами и принципами, отстаивая которые, можно к этим идеалам приблизиться. Это и есть важнейшие вызовы российской идентичности, на которые нам предстоит найти ответ, если мы хотим достойной жизни, общественной справедливости и уважения к России в мире.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
396
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
450
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
259
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
346

Другие новости