Лабораторные мыши – идеальные объекты для конструирования живых химер.
Источник: news.wisc.edu
Американские биологи из Медицинской школы Джонса Хопкинса в Балтиморе создали генно-модифицированную мышь, которая может видеть красный цвет. Для этого они встроили ей в ДНК человеческий ген, который кодирует специальный белок под названием «L-рецептор», позволяющий сетчатке глаза реагировать на длинноволновую часть оптического спектра, которой соответствуют два первых цвета радуги – красный и оранжевый.
В отличие от приматов, мыши, как и большинство других млекопитающих, имеют в своем глазу только S- и M-рецепторы, чувствительные к синим и зеленым оттенкам.
Во время проверочных испытаний мыши, оснащенные L-рецептором, из трех цветных подсвеченных кнопок почти безошибочно выбирали красную, за что получали вкусную каплю соевого молока. Если они выбирали красный цвет в 80 случаях из ста, то мыши из контрольной группы выбирали его лишь в 30% случаев, что соответствует случайному выбору.
Проводя этот эксперимент, исследователи пытались показать, что древние приматы обрели возможность видеть красный цвет в результате мутации; в частности, благодаря этому они получили перед другими эволюционное преимущество – например, теперь они могли лучше отличать съедобные фрукты от несъедобных. Конечно, скорее всего не только это позволило им выжить и в конце концов сделать человека царем Земли, но любое эволюционное преимущество в дарвиновском мире, согласитесь, дорого стоит.
Единственное, что было неизвестно, – достаточно ли изменения в одном гене, появления в организме всего одного дополнительного белка, чтобы животное начало видеть красное? Воспримет ли мозг новую информацию. Эксперимент с генно-модифицированными мышами показал, что одной такой мутации вполне достаточно.
Не все животные имеют двухрецепторное зрение и потому плохо различают цвета. Куры, например, видят все цвета радуги, причем различают их более тонко, чем люди, у них – четырехрецепторное зрение. Одно время многие ученые надеялись, что дополнительный куриный рецептор когда-нибудь поможет людям-дальтоникам вернуть себе нормальное цветовое восприятие, по крайней мере отличать красный цвет от зеленого. Надежда, конечно, умирает последней, но, похоже, здесь ничего не получится – соответствующие опыты над приматами никаких результатов не принесли.
Здесь интересно другое – встраивая животному человеческий или другой ген и изменяя тем самым его возможности, давая ему дополнительное эволюционное преимущество, мы, хотя бы в принципе, можем помочь этому виду избежать вымирания, если оно его уже настигает. Сегодня человечество в основном способствует вымиранию видов. Благодаря генной инженерии мы в будущем, возможно, сможем делать обратное. С этической точки зрения это так же ужасно и опасно, как и генетическое изменение человека, но, с другой стороны, таким образом мы сможем хоть как-то компенсировать вред, наносимый нами живой природе.