Самуил Соболь за работой. Фото из книги С.С. Илизарова «Соболь Самуил Львович», М., 2012 |
В марте 1950 года Самуил Львович Соболь, заведующий отделом истории микроскопии Института истории естествознания Академии наук СССР, запишет в своем дневнике: «В ночь с 3 на 4-е по радио было объявлено постановление о Сталинских премиях за науку. Я – в числе 34-х – получил Стал. премию. Но вместо ожидавшейся второй – третью степень. Много телеграмм и поздравлений». Явные нотки обиды и разочарования, легко прочитывающиеся в этой записи, можно понять. Ведь книга «История микроскопа и микроскопических исследований в России в XVIII веке», за которую С.Л. Соболь получил Сталинскую премию, – была буквально делом всей его жизни. Он рассчитывал, конечно, на более высокую оценку своего уникального исследования…
Самуил Соболь родился в Одессе, в семье еврея-часовщика. И он стал восьмым ребенком. В октябре 1905 года, на юге России вспыхнули еврейские погромы. Одесский был самым кровавым и продолжительным: за пять дней в городе были убиты сотни людей, в том числе и детей. Самуилу повезло – остался жив. Школу окончил с серебряной медалью. Затем – естественное отделение физико-математического факультета Одесского (Новороссийского) университета. Работает ассистентом на кафедре зоологии и сравнительной анатомии Одесского медицинского института; преподает биологию в Одесском фармацевтическом техникуме. И тут он опять попадает под погром, но уже санкционированный и проводимый самим государством: массовая высылка из советской России интеллигенции («Философский пароход»)…
1 февраля 1923 года состоялось решение Комиссии по административным высылкам: С.Л. Соболь подлежал отправке в Туркестан. Спасло его только то, что к этому времени он перебрался в Москву.
С 1922 по 1924 год работает редактором научного отдела Государственного издательства РСФСР. Директором Госиздата в этот период был О.Ю. Шмидт. В марте 1924 года он приступает к подготовке издания Большой советской энциклопедии. Шмидт и приглашает Соболя редактором отдела биологических наук. (Почти половина из состава редколлегии и основных авторов первой БСЭ в 1930-е годы будут репрессированы и погибнут в годы террора.)
А пока, в 1929 году, Соболь параллельно с работой в БСЭ становится старшим научным сотрудником Ассоциации естествознания Коммунистической академии при ЦИК СССР.
Позже С.Л. Соболь настойчиво подчеркивал уникальность собранной им коллекции микроскопов в предисловии к «История микроскопа…»: «Следует отметить, что коллекция эта, являющаяся одним из самых мощных и значительных собраний этого рода в Европе, образовалась путем передачи Академии наук исторических инструментов их первоначальными владельцами – старинными отечественными научными институтами и университетами. Таким образом, в противоположность английским, голландским и французским коллекциям по истории микроскопа, созданным в основном путем частных покупок и пожертвований, наша коллекция отличается той своеобразной особенностью, что она не только демонстрирует общую историю микроскопа, но и является прежде всего непосредственным свидетелем истории микроскопии в нашей стране на протяжении более двухсот лет: почти все ее экспонаты – это инструменты, с которыми работали наши отечественные ученые, многие из них принадлежали корифеям отечественной науки».
Микроскоп Гертеля, 1758. Гравюра из книги С.Л. Соболя «История микроскопа и микроскопических исследований в России в XVIII веке», 1950 |
Однако как раз весной 1931 года начинается реформирование Комакадемии: ликвидируется Ассоциация институтов естествознания. С большим трудом Соболю удается спасти коллекцию микроскопов, передав ее в Политехнический музей. Но руководство музея не допускает его к работе с этой ценной исторической коллекцией.
И все-таки Соболя не оставляет мысль о создании Музея истории микроскопа. Тем более это было актуально потому, что Политехнический музей принял решение ликвидировать коллекцию микроскопов. И тут Соболю помог президент АН СССР В.Л. Комаров: в 1938 году Президиум АН СССР принял постановление об организации при Бюро Отделения биологических наук кабинета истории микроскопии и микротехники. Заведующим был назначен С.Л. Соболь.
«Еще до Великой Отечественной войны параллельно с собиранием, систематизацией и изучением старинных микроскопов С.Л. Соболь занялся историей микроскопа и микроскопических исследований, – отмечает доктор исторических наук Симон Илизаров в книге «Соболь Самуил Львович» (2012). – Эта работа, продолженная в непростых условиях эвакуации, завершилась написанием и защитой в июне 1944 года во Фрунзе докторской диссертации «Очерки по истории микроскопа». Этот фундаментальный труд (кстати, до настоящего времени не изданный в полном виде), дополненный исследованиями, проводившимися в 1940-е годы, лег в основу монографии «История микроскопа и микроскопических исследований в России в XVIII веке», изданной в 1949 году».
О качестве этого труда говорит такой факт. С 5 по 11 января 1949 года в Ленинграде проходила сессия Общего собрания Академии наук СССР. В своем выступлении на этой сессии Соболь настолько убедительно доказал новые датировки появления в России оптических приборов и начало микроскопических исследований, что президент АН СССР С.И. Вавилов распорядился о сдаче книги в печать без предварительного утверждения редакционно-издательским советом. А 29 июля 1949 года книга уже была подписана к печати. Ураганный темп, особенно для академического книгоиздания! К тому же надо учесть, что это исследование было снабжено богатым иллюстративным материалом, большая часть которого публиковалась впервые.
Но материала, собранного и обработанного Соболем, было гораздо больше, чем мог вместить изданный 600-страничный том. Увы…
В 1954 году разросшийся аппарат Бюро Отделения биологических наук АН СССР потребовал освободить помещение, занимаемое Музеем истории микроскопии. Соболь не мог даже перевезти наиболее ценные экспонаты к себе домой – он жил с семьей в двух комнатах коммунальной квартиры, у него, по существу, никогда даже не было своего рабочего кабинета! Институт истории естествознания и техники Академии наук СССР согласился на временное хранение уникальной коллекции.
Но в 1968 году, через восемь лет после смерти С.Л. Соболя, собранные им редчайшие артефакты истории науки, были опять переданы на хранение… в Политехнический музей. Какие-то отдельные экспонаты редко, но появляются в музейных экспозициях. Хотя ценность коллекции Соболя в ее единстве, в возможности проследить эволюцию развития биологии через историю микроскопов.
«…Биография Соболя, как и множества других одаренных жителей Российской, а затем Советской империи, была трагически изломана и до абсурда мучительна», – заключает свой биографический очерк Симон Илизаров. А известный отечественный биолог и историк науки Б.Е. Райков как бы подводит черту под этой «изломанной» жизнью своего коллеги и друга С.Л. Соболя: «Он был горд, ни перед кем не вилял и не лебезил, никому не угождал, и потому советская действительность обернулась к нему мачехой».