Центр агрессии в глубине мозга мыши (красный овал) и отходящие от него в другие мозговые структуры нейроны. Иллюстрация Physorg
У англичан есть замечательная пословица: «В драке важен не размер собаки, а размер драки в собаке». Действительно, агрессия переводится с латыни как «накат» (ad – при/пре и gres/gradus – шаг, ступень). Агрессии, порождающей страх и беспокойство (anxiety), противостоит стремление найти компромисс и решать вопросы мирно, что не всегда достижимо.
Нейробиологи используют новые возможности исследования мозга, в частности картирование биохимии его отделов с помощью масс-спектрометрии в сочетании с технологиями искусственного интеллекта. Ученые из Иллинойского университета в г. Урбана-Шампань отрабатывают методику регистрации распространяющихся мозговых волн, которые необходимы для модулирования человеческой памяти. Но оказалось, что эта методика работает и при поиске клеточных механизмов, определяющих агрессивное поведение. Более века назад за океаном родилась даже самостоятельная ветвь зоопсихологии, которую назвали бихевиоризмом.
Сегодня в распоряжении ученых есть круглый червячок (нематода) с красивым названием C. elegans. Эта очень удобная модель для изучения процессов, связанных с функционированием нейронов. Дело в том, что у нашей нематоды C. elegans всего 302 нейрона, соединяющихся друг с другом не только посредством своих отростков, но и за счет контактов клеточных тел. В Йельском университете использовали электронный микроскоп для получения серийных срезов, что позволило реконструировать 3D-картину глоточного кольца нематоды, образованного 181 нейроном. Это кольцо выполняет роль как бы центрального «процессора» поступающей от мышц информации. Тем самым определяя моторное поведение червя.
Другой наиболее изученный нейробиологами объект – мозг мыши. Известно, что основные инстинкты коренятся в гипоталамусе. Сотрудники Калифорнийского технологического института в Лос-Анджелесе выявили в гипоталамусе нейроны, синтезирующие эстроген (Esr1+). (Раньше было известно, что эстроген вырабатывается в яичниках самки.) Активность этих специфических нейронов контролирует половое поведение самцов.
Оптогенетическое воздействие на нервные клетки Esr1+ провоцировало атаку самца на самку. Менее же интенсивное действие света приводило к нормальному брачному поведению самца. Авторы назвали два несхожих вида поведения самцов «скалярным», или количественным контролем (от scala – ступень).
Гипоталамус расположен под расходящимися в полушария зрительными нервами, перед хиазмой (перекрестом) которых находятся клетки срединной преоптической области (МРО). Ученые из Принстона недавно установили, что ее клетки определяют агрессивную мотивацию и следующие за ней действия мыши. В этой области, МРО, также имеются две группы клеток, определяющие степень агрессивности. Интересно, что большая стимуляция МРО снижает уровень беспокойства животного.
Более чем за век наука существенно продвинулась в понимании нейробиологических механизмов мозга по сравнению с трактовкой женской истерии как женского безумия. Про это писали в 1895 году Йозеф Брейер и его ученик Зигмунд Фрейд. Естественно, что более века назад австрийские ученые ничего не знали про функции эстрогена.
Известно, что за оценку обстановки и вынесение решений о действиях отвечают нейроны предлобной, или префронтальной коры (PFC). Считается, что человек рационально мыслит левым полушарием. Исследователи Чикагского университета обнаружили в нижне-среднем отделе PFC центр атрибуции неподобающего поведения обидчика. Активность его нервных клеток заставляла людей посылать вызов на дуэль.
Но в мозге имеются и подкорковые структуры, активность клеток которых можно определить с помощью функционального МРТ (фМРТ). В Национальном институте здоровья (США) показали, что нарушение связей коры с подкорковыми образованиями может приводить к расстройству дефицита внимания и гиперактивности (ADHD). Эта патология проявляется часто агрессивностью, что было подтверждено при обследовании 1969 молодых людей с диагнозом ADHD. Их мозговую активность сравнили с таковой у 6737 человек, не затронутых этим расстройством. При всей значимости полученных результатов авторы признали, что выявленные нарушения связей коры с подкорковыми структурами могут лишь отчасти объяснить сложную патофизиологию ADHD.