Сможет ли ученый Энтони Фаучи объяснить Трампу, что политический авторитаризм для медицинской науки и практики – пустой, отягощающий работу звук... Фото Reuters
В городе Лиссабоне в 1755 году произошла катастрофа. Подобно сегодняшнему коронавирусу, потрясшему человечество скоростью своего распространения и масштабами последствий, лиссабонское ужасы поразили воображение европейцев того времени и заставили пересмотреть многие базовые ценности – отношение к природным явлениям, религии и морали.
Землетрясение случилось утром первого ноября и длилось целых десять минут. За эти минуты огромное количество зданий рухнуло, сотни людей были погребены под руинами, а небо потемнело от клубов пыли. Многих людей еще можно было бы спасти из-под завалов, но вслед за землетрясением город начал гореть.
Сотни жителей, ища спасения от огня, бросились в гавань, и тут на них обрушились невиданного размера волны прилива. Современники, устрашившись тем, что три стихии – земля, огонь и вода – восстали против города одновременно, стали искать ответы на вопросы, которые задают себе и наши современники в момент пандемии: «Почему это случилось? Что делать? Кто виноват?»
Как и сегодня, мнения разделились на приверженцев науки (дело было в эпоху Просвещения) и лагерь поборников недоказуемых, но морально ясных ответов. Воспитанные в религиозной традиции люди уверяли, что подобное разрушение города может быть только карой божьей за грехи.
Так представители католической церкви небескорыстно увидели в катастрофе ответ божий на послабление инквизиции.
Защитники науки, наоборот, утверждали, что землетрясение, приведшее к пожару и цунами, это природное явление и не имеет отношения к морали и поведению хороших своих и плохих чужих, теории конспирации и другие фейки упрощают и упорядочивают жизнь и дают людям иллюзию большего понимания событий. «Какие грехи были в Лиссабоне, которых не было, скажем, в Париже», – спрашивали сторонники научного подхода к событию. В 1756 году в спор вмешался тогда еще молоденький Иммануил Кант, написав три эссе о естественных причинах землетрясений.
Идеи Просвещения в западной культуре победили, и сегодня мало кто думает, что землетрясения – это кара, спущенная сверху. Да и болезням люди приписывают божий промысел с меньшей уверенностью. Ни при каких эпидемиях уже не увидишь процессии людей, бичующих себя в знак покаяния, и мало кто хочет устроить погром иноверцев, чтобы заслужить у Бога милость и исцеление, как бывало в средневековых европейских городах во время чумы.
Это все Сорос и Гейтс
Тем не менее мифологическое мышление отказалось сойти со сцены. И сегодня перед обществом опять встал вопрос: чем руководствоваться в момент стихийного бедствия – наукой или мифом.
Дело в том, что пандемия коронавируса пришла не одна. Побочным эффектом вируса, распространившегося по всему миру, стали вымыслы о пандемии – мифы и фейки, противоречащие ученым и врачам.
Фантазий на тему коронавируса очень много. Самые популярные мифы делятся на две категории: теории заговора и неизвестные врачам или скрываемые ими простые средства защиты от болезни.
Теории заговора имеют два подвида: те, которые ставят под сомнение серьезность вируса, и те, которые утверждают, что это биологическое оружие. Сомневающиеся в серьезности вируса продолжают настаивать, что в США число смертности преувеличено демократами, а COVID-19 – это просто обычный грипп.
Этот миф пустил глубокие корни. Исследование, проведенное Gallup в конце марта, показало, что 57% американцев, придерживающихся консервативных взглядов, считают, что коронавирус представляет такой же риск, как обычный грипп.
Второй тип коронавирусной теории заговора утверждает, что вирус был преднамеренно распространен иностранными державами, такими как Китай или Россия, или американскими филантропами-миллиардерами – Джорджем Соросом и Биллом Гейтсом. По одной из версий, Гейтс и Всемирная организация здравоохранения стремятся «контролировать и управлять миром» с помощью вакцин.
По другой из версий, Китай, работая над биологическим оружием, создал этот вирус в лаборатории. Этот миф тоже пользуется популярностью. Согласно опросу Pew, 29% американцев верят сегодня, что COVID был создан кем-то искусственно.
Все эти сюжеты сродни идеям Средневековья, возникавшим во времена природных бедствий. Деля мир на добро и зло – на хороших своих и плохих чужих, – теории конспирации и другие фейки упрощают и упорядочивают жизнь и дают людям иллюзию большего понимания событий и большего контроля над происходящим.
Фейки, связанные с тайнами лечения, менее агрессивны, но и они создают ошибочную веру, что вирус неопасен.
Fox News не только защищает лженауку, но и делает врагами американские СМИ. Кадр из программы телеканала Fox News |
Все эти мифы идут вразрез с информацией, представленной известными вирусологами, эпидемиологами и Всемирной организацией здравоохранения. Нет, говорят ученые, COVID-19 – это зооноз, то есть вирус, передавшийся от животного (скорее всего летучей мыши) человеку, а не биологическое оружие.
Что касается средств, излечивающих от вируса, исследования ведутся, но средство пока не найдено. Однако, говорят специалисты, ни чеснок, ни водка, ни даже коровья моча делу не помогут.
Эбола и ВИЧ – тоже «божий бич»?
Конечно, COVID-19 не первое заболевание, на которое слетелись любители фантастических сюжетов. В ХХ веке немало мифов было связано с ВИЧ. В случае с ВИЧ ультраправые христианские лидеры всего мира заявляли, что это «божий суд» и «божественная кара» гомосексуалистам.
Но самые распространенные фейки были политическими и утверждали, что ВИЧ – это биологическое оружие, созданное ЦРУ и Пентагоном. (Как отметил недавно киевский социальный психолог Олег Покальчук в своей статье «В предчувствии коллективного Торквемады», в делах мифотворчества, как и в поисках правды, политика в современном мире заменила религию.)
С появлением препаратов, контролирующих ВИЧ-инфекцию, мифы начали сходить на нет.
В XXI веке до COID-19 наибольшее скопление мифов наблюдалось вокруг эпидемии Эболы в Африке в 2014 году.
Эта эпидемия, как и COVID-19, вела свое происхождение от летучей мыши, пойманной и съеденной в деревне на юго-востоке Гвинеи, пишет Марк Хонигсбаум в своей книге «Век пандемий». Эбола – одна из самых устрашающих болезней, существующих сегодня. Через несколько дней после заражения вирус нападает на кровяные сосуды, и кровь начинает сочиться из всех отверстий тела. Согласно ВОЗ, смертность может достигать 90%. Вспышки болезни обычно локальны, но в 2014 году вирус вырвался за пределы одной страны и распространился в Либерии, Сьерра-Леоне, Нигерии, Сенегале, США, Испании и Мали. Эффективную борьбу с эпидемией тормозили теории заговора.
В Гвинее распространился слух, что Эболу нарочно занесли «Врачи без границ» (MSF). В результате врачам MSF пришлось бежать, закрыв на время больницу. Кроме того, по всей Западной Африке распространился знакомый миф, что вирус был выведен в США как биологическое оружие против африканцев.
Веря этим фейкам, жители деревень перекрывали дороги поваленными деревьями и разрушали мосты, чтобы преградить путь медработникам. Самый трагический случай произошел в районе Нзерекоре, где на группу медработников и официальных представителей набросилась разъяренная толпа. Восемь человек из этой делегации было убито, а тела их выброшены в отхожую яму.
Некоторые из этих слухов, пишет Хонигсбаум, отражали недоверие к западной медицине. Многие заболевшие предпочитали обращаться за помощью к местным знахарям и шаманам. Кроме того, коллективная память о работорговле и колониальной истории стимулировала недоверие к белым, которые давно представляются врагами.
Но вернемся в США к эпидемии COVID. Что же подпитывает мифотворчество в странах с развитой технологией, продвинутой медициной и всеобщим образованием? Западные фейки и мифы, не сильно отличающиеся от африканских, стимулируются сегодня политическими интересами, а именно растущей волной популизма, сторонникам которого нужны ясно обозначенные враги, дискредитация профессиональной элиты и простые ответы на сложные вопросы.
Сюжет, который в реальности можно увидеть в большинстве стран планеты. Фото Reuters |
В Штатах, как и в других странах, где главы правительства ориентируются на популизм, распространением фейков занимаются не только популистские политики, но и сочувствующие правительству СМИ и комментаторы в соцсетях.
В Америке ультраконсервативный и пропрезидентский канал ТВ – это Fox News. В течение всего февраля и марта, когда вирусологи и эпидемиологи били тревогу, ведущие этого канала уверяли зрителей, что коронавирус придуман врагами президента.
Так, один из ведущих Fox News, Шон Хэннити, заявлял с экрана: «Эти господа до смерти хотят запугать людей, и я вижу это как: «О, давайте снова попробуем вдарить по Трампу этой новенькой выдумкой!»
Хэннити вторила и ведущая Триш Риган. Коронавирус – это еще одно мошенничество демократов, у которых «не получился импичмент президента», утверждала она.
Риган даже выдвинула теорию, что либералы нарочно создали массовую истерию из-за вируса, чтобы подорвать экономику страны и таким образом уменьшить шансы президента быть переизбранным.
Несмотря на заверения ученых и легко проверяемые факты о количестве в больницах пациентов, заболевших коронавирусом, правые консерваторы продолжали создавать фантастические сюжеты. Известный ультраправый радиокомментатор Раш Лимбо предположил, что официальные представители государственных отделов здравоохранения являются тайными агентами «глубинного государства» и, возможно даже, только притворяются экспертами в области здравоохранения.
На сегодня в США от коронавируса умерло около 90 тыс. человек, но некоторые консервативные комментаторы выдвинули теорию о том, что американские больницы на самом деле не лечат пациентов с COVID-19, a как-то хитро мухлюют, подтасовывая количество входящих и выходящих из больниц людей.
Фейки о якобы вражеских происках врагов поддерживал и сам президент. В начале пандемии он тоже называл вирус «новым обманом» демократов. Потом стал называть COVID-19 «китайским вирусом», стимулируя домыслы, что вирус является биологическим оружием, или заявлял, что у него есть данные об искусственном происхождении вируса, несмотря на возражения американской разведки.
С середины марта до начала мая президент воспринимал вирус более серьезно, но нередко рекламировал непроверенные средства или сам на ходу придумывал способы лечения вируса, советуя впрыскивать в тело дезинфицирующие средства. Но с середины мая президент вернулся к исходному положению и стал уверять, что вирус побежден, можно открывать бары и рестораны, а детей нужно посылать в школы «как можно быстрее».
Ох уж этот Фаучи!..
В Америке президент и его сторонники не контролируют все версии событий, и на брифингах Белого дома Трамп вынужден давать слово ученым, отвечающим за здравоохранение. В результате конфликт между фантастическими версиями Трампа и свидетельствами ученых разыгрывается на глазах у всей страны.
Главный оппонент президента со стороны науки – это 79-летний Энтони Фаучи, член целевой группы Белого дома по коронавирусу. Последние 30 лет он возглавлял борьбу с инфекционными заболеваниями от SARS и Эболы до свиного гриппа.
Небольшого роста, сухонький и энергичный, Фаучи пользуется колоссальной популярностью у американцев. Согласно последним опросам, 80% демократов и 79% республиканцев удовлетворены качеством информации, полученной о коронавирусе от доктора Фаучи.
Недавно Фаучи выступал перед Сенатом, находясь на самоизоляции, и его домашний интерьер прекрасно добавился к его образу: тесно заставленные книгами полки, стопки книг на полу, бумаги, разложенные по всему столу, на стене в простых рамках фотографии.
На пресс-конференциях в Белом доме Фаучи выступает дипломатично, но твердо. Когда Трамп выдвигал лекарство от малярии (гидроксихлорохин) как чудодейственное средство от коронавируса, Фаучи немедленно внес поправку: «С точки зрения науки я не думаю, что мы можем с уверенностью сказать, что это работает».
На слушании в Сенате в противовес президенту Фаучи предупредил сенаторов, что штаты, спешащие отменить карантин, столкнутся с неизбежным всплеском заражений: «Существует реальный риск того, что будут спровоцированы вспышки, которые невозможно будет контролировать. Как это ни парадоксально, но это отбросит штаты назад, то есть не только приведет к страданиям и смертям, которых можно избежать, но даже может отбросить нас назад на пути восстановления экономики», – сказал он.
Отрицательно отнесся он и к идее открытия школ, за которую ратует президент. «Я думаю, что нам лучше быть осторожными и не обманывать себя, считая, что дети полностью защищены от пагубных последствий COVID-19», – сказал Фаучи.
Его поддержал иммунолог и бывший директор Отдела исследований и разработок в области биомедицины Рик Брайт, недавно уволенный со своего поста администрацией Трампа. Он тоже выступал на днях перед специальной комиссией Конгресса и предупредил о срочной необходимости иметь к осени «консолидированный и научный подход к пандемии», потому что вспышка коронавируса может совпасть с сезонным гриппом и создать «самую темную зиму в современной истории».
«Если нам не удастся разработать скоординированные общенациональные меры, основанные на научных данных, я боюсь, что пандемия усилится и будет продолжаться, вызывая беспрецедентные заболевания и смертельные случаи», – сказал Брайт.
«Америка – свободная страна», – любят говорить американцы. И они правы. Сегодня у американцев есть выбор: пойти за мифотворцами или пойти за учеными. В повседневной жизни американские граждане могут по примеру президента не носить масок и не соблюдать социальное дистанцирование, а могут делать и то и другое. В ноябре американцы могут переизбрать сторонника теорий заговоров и других фантазий – популиста Дональда Трампа, могут проголосовать за его демократического оппонента, который будет с большим уважением относиться к научным выводам. Как и во времена лиссабонского землетрясения, выбор между мифом и наукой будет иметь далеко идущие последствия. Стоит вспомнить, что популисты и авторитарные лидеры, не слушающиеся ученых в делах COVID, игнорируют и выводы ученых о глобальном потеплении. Нет сомнения, что, если такие лидеры удержат власть, они приблизят следующую волну глобальных катастроф.
Вашингтон
комментарии(0)