0
695
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.08.2001 00:00:00

Любовь к старому пиджаку

Тэги: антиквариат, мода, стилизация


Mода на антиквариат - явление парадоксальное во всех отношениях. Собирание антиквариата - дело по определению немассовое (на всех антика, что называется, не напасешься), так что о какой моде можно говорить? Однако современная цивилизация нашла здесь воистину соломоново решение, предложив стилизацию под антик, сначала робко, а потом все шире и успешнее. Теперь можно купить любую стилизованную вещь: от "Роллс-Ройса" (разумеется, с самым современным движком) до ручной кофейной мельницы, от ампирной мебели по ценам ширпотреба до платяного шкафа, на поверхности которого с изумлением замечаешь дорожки древесного жучка, сделанные, как снисходительно объясняет продавец, намеренно - "старинная вещь"... Все это, конечно, не антиквариат в буквальном смысле, но вполне антикварный стиль, а ведь большинство приобретает настоящие антикварные вещи именно ради стиля, а не ради ценности самих вещей. И здесь мы обнаруживаем еще один парадокс моды на антиквариат: она отсчитывает свое рождение с начала нашей технологической эры, то есть примерно с 1950-х годов; она расцветает во всем мире именно тогда, когда компьютеры становятся обыденным явлением (автор этих строк был искренне поражен, когда компьютером оснастили... молочную детскую кухню), а сотовый телефон вываливается из кармана каждого второго лоботряса. Компьютерно-пластмассовая цивилизация вдруг поворачивает свои холодные глаза к хрупким вещам XIX века, к вещам межвоенной поры, то есть к 30-м годам XX века, к беззаботному послевоенному времени...

Впрочем, такой ли это парадокс? Человек, чувствующий себя в современном мире удобно, но отнюдь не всегда уютно, тянется к старинным (или под старину) вещам, сделанным тогда, когда главным инструментом "промышленности" были человеческие руки, а не автоматы. Именно поэтому такие вещи буквально излучают тепло. Это тепло рук тех, кто их сделал: оказывается, что задолго до монстров современной промышленности рука простого мастера творила чудеса, которые, кстати, и в технологическом отношении часто непревзойдены. Это и тепло поколений, которые пользовались этими вещами и память о которых осталась в вещах. Именно здесь пролегает грань между настоящим антиквариатом и стилизацией. Стилизация, разумеется, лишена памяти, хотя эту память можно вообразить, дорисовать - что не получится с современными, бескорневыми и беспамятными вещами. Кстати, слишком усердная реставрация старых вещей (что предлагается в антикварных салонах Старого Арбата) портит их, лишает обаяния, делает почти неотличимыми от антикварных стилизаций. Лучше уж, купив старую вещь, самому поправить ее в ту меру, которая покажется действительно необходимой. Ведь очевидно, что обаяние антикварных вещей именно в их "старости" - в скрипучих дверцах шкафов, в деревянных поверхностях, проточенных жучком, в растрескавшейся коже кабинетной мебели. Все эти приметы как бы подтверждают хозяину почтенный возраст вещи, и этот возраст подразумевает отнюдь не дряхлость, а крепость, испытанную временем, надежность и основательность. В том, что в старину вещи делали лучше, убеждены не только у нас в России, но и в Европе. Если бы было не так, вряд ли бы англичане именовали свою страну "старой Англией", не правда ли? Старое - значит, крепкое, старое - значит, проверенное, старое - значит, неподделанное, и старое - значит, вечное или, во всяком случае, долговечное.

Интересно, что тяга к старине у каждого народа проявляется по-разному. Это легко прослеживается на примере антикварных стилизаций: кто что стилизует, тот то и ценит больше всего. У испанцев это, конечно, оружие. Сегодня и в Москве немало лавочек, где можно купить испанские модели старинного холодного и огнестрельного оружия (кстати, наши мастера из Иванова овладевают этим искусством - недавно сделали на заказ аж модель пушки времен Суворова). У французов - мебель. Мебель, впрочем, удается и испанцам, и итальянцам, но французы демонстрируют настоящий блеск: как-никак наследники дворцов и Людовиков. У англичан и американцев - архитектура. Впрочем, это нельзя назвать даже стилизацией - настолько это само собой разумеется: домик в викторианском стиле. Для офиса - стеклобетонный небоскреб, раздавливающая человека громадина, для жизни - викторианский особняк с винтовой лестницей и камином. У англичан и американцев любовь к старине выражается еще и в одежде; англосакс охотнее облачится во фрак, нежели житель романской Европы. А у нас, русских? Это, очевидно, грамматика. Ять и ер (т.е. твердый знак) - лучшие символы нашей антикварной страсти.

Впрочем, отдаем мы дань и архитектурным стилизациям. И здесь есть настоящие удачи, которые вообще должны были бы определять градостроительную политику города. Это не только общеизвестные примеры воссозданных церквей, но и чисто светская архитектура. Скажем, здание гостиницы "Аврора" на Петровке. Или кафе "Пушкин" на Пушкинской площади. Елеем по сердцу создателей этой кофейни будут слова москвичей, проезжающих мимо в троллейбусе: "Хорошо они отреставрировали этот дом!" Они его не отреставрировали, они его - построили. На пустыре. Вернее, там обреталось медленно чахнувшее кафе в армянском стиле (тоже стилизация!), затем его разобрали, получился пустырь, на котором и вырос дом, настолько естественно вписавшийся в московский стиль, что многие москвичи этого даже не заметили - они думали, что так было всегда. В этом, кстати, огромная привлекательность и сила стилизаций.

Такое всеобщее увлечение стариной не может быть случайным. Дело не только в тонкой эстетической красоте старинных вещей и не только в присутствии живого тепла в этих вещах, но - в постоянстве, которое они приносят. В мире, перенасыщенном скоростями и переменами, человек остро нуждается в покое и постоянстве. И это не мода, не блажь, а естественное стремление человека, да и вообще всякого живого организма. Консерватизм (если назвать это консерватизмом) - в порядке вещей. Не верите? А проведите-ка простой эксперимент: внимательно присмотритесь к обычному распорядку вашего дня, последовательности самых простых, незаметных действий и сломайте это все. Или не все - к чему такой радикализм? - а какой-то малозначительный на первый взгляд пустяк. Привыкли по утрам фырчать в умывальнике? Вот и не пофырчите. Что, понравилось? Привыкли к старым тапочкам? Ну и отправьте их в мусорное ведро. Кажется, уже вытаскиваете?..

Разумеется, все это не означает, что люди пользуются только старыми вещами: если бы это было так, новые вообще не появлялись бы. Однако всегда нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к новым вещам. А иногда (даже очень часто) привыкнуть к ним невозможно. Это как вставная челюсть, да еще не по размеру (недаром москвичи назвали Новый Арбат "вставной челюстью"). Ломать старое (вещи, дома, весь уклад жизни) - это все равно что выдирать собственные здоровые и красивые зубы и заменять их фарфоровыми. Здравомыслящий человек вряд ли сделает это. Но иногда создается впечатление, что в жизни мы ведем себя именно так, как будто не знаем, что лучшее действительно враг хорошего, тем более что частенько это лучшее призрачно или - того хуже - поддельно.

Мода на старину показывает, что прогресс, во всяком случае, небезусловен, что он совсем не есть обязательный закон жизни. Ведь, согласитесь, единственный всеобщий прогресс человеческой биографии - смерть. Человек пытается отдалить ее (или забыть о ней), то есть совладать с прогрессом, движением вперед, затормозить его или - еще лучше - вообще остановить. Можно утверждать, конечно, что жизнь человека - сплошной регресс. Но тогда отчего не считать регрессом развитие современной цивилизации? Тем более если это развитие несет смерть - миру природы, например. И миру человека тоже, раз человек все больше становится похож скорее на деталь большого конвейера, чем на хозяина своей судьбы и своего дома - цивилизации. Странное дело: конвейер цивилизации работает вовсе не для того, чтобы сделать лучше, достичь идеала, но для того, чтобы вытрясти кошельки потребителей. Множество новшеств и мод на вещи придумывается только для этого. Современное производство может выжить только при условии искусственно завышенного потребления, поэтому ничего странного нет в том, что многие современные вещи служат меньше, чем вещи прошлого. Производству, работающему в бешеном ритме, не нужны долговечные вещи - иначе оно обанкротится, ведь некому будет покупать новинки.

Конечно, прогресс в производстве современных вещей не всегда призрачен, особенно в технике. Хотя и здесь старина в состоянии поспорить с самыми последними ноу-хау. Помню, как были потрясены корейские студенты патефоном. Некоторым он вообще показался наисовременнейшим русским изобретением - работает без электроэнергии!

Удивление граждан индустриально развитой державы можно понять, ведь изыскание альтернативных источников и видов энергии - требование времени. И если патефон выглядит все же диковинной игрушкой, то такие игрушки, как ролики и самокаты, в "цивилизованном мире" стали едва ли не повседневностью. Действительно, в автомобильных пробках автомобиль - такая же бесполезная вещь, как средневековые латы перед дулом "калашникова". Оставив машину у обочины, современный парижанин, нацепив ролики, ловко катит на службу. Ну а самокат и проще и безопаснее.

Вчерашние и позавчерашние вещи (антиквариат) предстают в таком случае если не как "техническое завтра" цивилизации, то уж точно как архив оригинальной технической мысли. Правило "Новое - хорошо забытое старое" вполне подтверждается на их примере. Скажем, изготовители холодильников совсем недавно додумались размещать морозильную камеру внизу: так экономнее. Но если бы они вспомнили про дедовские погреб и ледники, располагающиеся в подполе или полуземлянке, то уж, наверное, скорее пришли к мысли усовершенствовать свой электрический "ледник".

Конечно, не в технических "атлантидах" главная привлекательность антиквариата, а, напротив, в человечности. Даже если нас поражает в антиквариате какой-то технический элемент, то именно своей близостью человеку, зависимостью от человека. Приятно жужжать в руке фонариком с динамо-машиной (хотя не исключаю, что хитроумные азиаты опять заподозрят в этом проделки русского Левши), приятно гладить чугунным утюгом (а если с углями внутри - так просто поэзия), приятно вертеть ручку патефона или колесо старушки "Зингер", особенно если она с педалью... Отточенность форм, достигнутое совершенство - вот что такое старые вещи. И это не только сентиментальность, но вполне трезвый прагматизм: нельзя придумать более совершенный и красивый стул, чем уже придуман. Как вполне прагматично вспомнить и о натуральных материалах - кажется, их ценят независимо от любви или нелюбви к антиквариату.

Мода на антиквариат - запоздалое признание того, что совершенство осталось позади. И можно только вернуться к нему или стилизовать его. Это, если хотите, капитуляция перед прошлым. Или, может быть, просто разумное отношение к прошлому, которого нам так часто не хватает?

Любовь к антиквариату - очевидное (хотя и не всегда сознаваемое человеком) бегство от смерти. Вещи долговечнее, чем человек. Этот страшный и безжалостный приговор может стать подходящим девизом всякого собирательства. Но одновременно он будет девизом жизнеутверждающим и оптимистическим, раз есть что-то в кратком миге жизни долговечнее человека и при этом очень близкое ему. Человек любит природу, но природа, какие бы чувства она в нас ни вызывала, представляется равнодушной к человеку. Человека может и не быть - это соображение приходит в голову, когда созерцаешь величие природы. Но человеческие вещи близки к человеку и они служат человеку. Они - как старый слуга, памятный нам по классической русской литературе, который служил еще деду и отцу, а теперь служит мне. Так что любовь к старому пиджаку вполне оправданна, если знаешь, что в нем ходил дед, отец и будет ходить сын. Теперь таких пиджаков не шьют. И это грустно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
345
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
391
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
211
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
297

Другие новости