CЕКТА духоборцев ("борцов за дух") появилась в начале XVIII в. в Воронежской и Тамбовской губерниях в среде свободного "государственного" крестьянства. Бог понимался ими как "премудрость" и "любовь", пребывающие в мире, а Христос - как реальный человек, который указал путь к спасению и обрел божественные свойства после воскресения. Место Библии заняли многочисленные псалмы, передающиеся изустно от поколения к поколению. При этом духоборцы отрицали божественное происхождение царской власти и отвергали официальную Православную Церковь, что и стало основанием для их выселения в начале XIX в. на неосвоенные земли Приазовья, а позднее - в Закавказье. В 1841 г. в южной части горной Джавахетии они основали села Гореловка, Орловка, Спасовка, Ефремовка, Тамбовка (ныне в составе Гореловского сельсовета Нино Цминдского района Грузии). Исторически соседями духоборцев были армяне (грегориане и католики), переселенные сюда из Турции в 1829 г. после присоединения Джавахетии к Российской империи. К 2000 г., в Нино-Цминдском районе армяне составляли 96%, грузины - 1.2 %, а русские - 2.6% населения.
Осознание своей богоизбранности и общего исторического прошлого, а также иноэтничное окружение сплотили духоборцев в тесную общину, живущую по неписаным, но строго соблюдаемым законам. Общину, членом которой становятся по рождению и куда закрыт доступ представителям других национальностей.
В советский период духоборцы сравнительно легко приспособились к колхозному строю, ибо для них формы собственности и труда не изменились в главном: они были и остались общинными, коллективными. В "Духобории" (так называют эти края местные жители) превыше всего ценились два человеческих достоинства - трудолюбие и честность. Неудивительно, что картофель и мясомолочная продукция духоборческих колхозов славились на всю Грузию, а о качестве производимых на заводе в с. Гореловка швейцарского и советского сыров до сих пор ходят легенды. Села духоборцев считались "богатыми", а отношение к ним со стороны армянского населения всегда было почтительно-уважительным. И все эти годы духоборцы крепко держались за традиционный жизненный уклад и обычаи.
В 1990 г. начался массовый выезд духоборцев в Россию., в с. Архангельское Тульской области. Причин тому было несколько: агитация московских ученых из Института этнографии РАН, регулярно наезжавших в эти края, желание "начать новую жизнь в России", возникшее у значительной части духоборческой молодежи, распад СССР и тревожная ситуация в Грузии после установления националистического режима Звиада Гамсахурдиа, рост сепаратистских настроений в пользу присоединения к Армении в Джавахетии. Так или иначе, но духоборцы впервые почувствовали себя гостями на собственной земле.
Последнее десятилетие принесло духоборцам больше потерь, чем вся предыдущая 150-летняя история. В их пустеющие села переселялись молодые армянские семьи из близлежащих поселков Фока, Эштиа, Дилиска, Аракала, Сатхе. Отъезд духоборцев стал для них возможностью отделиться от хозяйства родителей, получить за малую часть реальной стоимости добротное жилище и, главное, свой земельный надел. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в Грузии, количеством и качеством земли определяется благосостояние каждой семьи. В одном из сел, в Спасовке, обосновались грузины-аджарцы, переселенные правительством Грузии из горных районов, пострадавших от оползней.
Сегодня только в Гореловке духоборцы все еще составляют большинство населения, но и здесь в русской школе учатся лишь 109 детей, а в армянской - 147.
Отношения с новоприбывшими у духоборцев не заладились, ведь ими был разрушен складывавшийся десятилетиями уклад жизни и неписаные законы Духобории. Духоборческие девушки стали побаиваться ходить на дискотеку из-за "раскованного" поведения армян-ухажеров. Центральная асфальтированная улица в Гореловке превратилась в разбитый проселок, поскольку армяне игнорировали запрет ездить по ней на тракторах. Оскудели изобиловавшие рыбой окрестные озера: если раньше ловили столько, сколько могла съесть за раз семья, то теперь рыбу стали глушить электрическим током. Стали пропадать продовольственные запасы из кладовок, а ведь кража у односельчан считалась в Духобории чем-то немыслимым. Чтобы не платить за электроэнергию, новые соседи переделывают счетчики в своих домах, а свет за неуплату отключают всему селу. Разговоры, что среди армян, как у любой нации, есть и хорошие и плохие люди, помочь не могли. Духоборцы твердо знали: пока они жили своей общиной, никаких проблем не было.
Главной причиной напряженности стали вопросы ведения хозяйства и земельной собственности. В Орловке, Спасовке, Ефремовке и Калинино часть земли раздали семьям , а колхозы преобразовали в государственные "сельскохозяйственные производства", власть в которых, по мере выезда духоборцев и с подачи районной администрации, перешла к новоприбывшим. Дальше все шло по известной схеме, и сегодня в каждом из сел экономическая власть принадлежит 1-2 армянским семейным кланам, организовавшим фермерские хозяйства на базе "приватизированной" колхозной собственности. Духоборцы выживают за счет личного подсобного хозяйства и работы по найму у новых хозяев. И хорошо, если последние проявляют некоторое уважение к старожилам. В с. Орловка, например, глава "сельскохозяйственного производства" так распределил земельные наделы, что принадлежащая ему земля отрезала духоборцам доступ к их пастбищам
Особая ситуация сложилась в Гореловке, где еще в 1992 г. на общем собрании было решено не трогать колхозную землю и другую собственность. Вместо этого была создана "Русская община духоборов Грузии, село Гореловка", правопреемником которой с 1997 г. стал сельхозкооператив "Духоборец". Юридически "Духоборец" - это самоуправляемая община, живущая по своим внутренним законам и независимая от районных властей, которые не могут повлиять на выбор руководителя кооператива или заставить принять армян в состав членов "Духоборца". Продукция кооператива сдается заезжим перекупщикам. Цены на горючее, поборы полиции на дорогах, мафия, контролирующая городские рынки, делают нереальными мечты о собственных точках продажи в столице и других районах Грузии.
Проблемы "Духоборца" внешне похожи на ситуацию в бывших российских колхозах. И все же в наших селах не выключают электричество на сутки и более, нет в Нечерноземье устойчивых заморозков на почве по 9 мес. в году, а селянам не надо собирать навоз, чтобы заготовить кизяк - основной источник тепла у духоборцев. А зимой в Духобории такие снегопады, что даже трактор бессилен одолеть 10 км разбитой дороги до Нино-Цминда. Общественного же транспорта между сельсоветом и райцентром нет, и многие женщины - жительницы Гореловки, работающие в райцентре, преодолевают эти 10 км пешком.
И все же главная беда духоборцев - не бытовые трудности, а горькое ощущение пребывания "гостем на собственной земле". Социологический опрос дает возможность судить о взаимных претензиях духоборцев и армян.
Обитатели Джавахетии во многом сходны в оценке нынешней жизни в Грузии. И среди армян и среди духоборцев 13-17% убеждены, что "все не так уж плохо и вполне можно жить", 60-66% - "жить трудновато, но можно терпеть", 13-20% - "терпеть наше бедственное положение уже невозможно". Неудивительно, что большая часть армян и духоборцев заявили о своем желании "уехать из этих мест, если для этого представится возможность". 66% духоборцев и 54% армян хотели бы уехать в Россию, а 32% армян - в Армению.
Однако на просьбу назвать две основные причины такого желания армяне и духоборцы дают разные ответы. У армян - это "материальные трудности" (60% респондентов) и "мои друзья уже уехали" (50%). Духоборцы же говорят: "мои друзья и родные уже уехали" (53%) и "не вижу будущего для своих детей на этой земле" (41%).
Желание покинуть Грузию связано и с тем, что жители Джавахетии просто не ощущают себя частью грузинского общества: они во всех отношениях больше связаны с Арменией и с Россией. Поездка на машине в Ереван займет 2,5-3 часа по сравнению с 6-7 часами до Тбилиси. Ближайший крупный город и аэропорт - армянский Гюмри (бывш. Ленинакан). В силу рельефа здесь принимают телевизионные программы из Армении и России, но не из Тбилиси. Благосостояние многих местных армянских семей зависит от мужчин, работающих по найму в России или служащих по контракту на российской военной базе в Ахалкалаки (там же работают и 20 духоборцев). Для расчетов здесь используют не грузинский лари, а российский рубль и армянский драм. И неудивительно, что 95% духоборцев и более 80% местных армян не владеют грузинским языком.
Данные об уровне доверия различным институтам власти и государственным деятелям свидетельствуют, что армяне и духоборы также едины и в симпатиях к далекой России, и в скептическом отношении к символам грузинской государственности. Однако они сильно расходятся в вопросе доверия к местным властным структурам - районной администрации и полиции, кадры которых почти исключительно состоят из армян.
Велики различия между духоборцами и армянами в вопросах, касающихся религии. Хотя 90% и армян и духоборцев заявили о вере в Бога, религиозные представления духоборцев накладывают больший отпечаток на их мировосприятие.
Среди них больше тех, кто верит в ангелов (68% духоборцев и 44% армян), жизнь после смерти (21% и 11%), колдовство и порчу (57% и 35%). Духоборцы - в большей степени "фаталисты", считающие, что "моя жизнь не в моих руках: она управляется извне". Такого мнения придерживается 35% духоборцев и лишь 3% армян. Ежедневная молитва важна для 33% духоборцев (только для 13% армян), а для 39% молитва - это "средство укрепить себя в трудную минуту, помогающее принять правильное решение" (29% среди респондентов-армян). Со словом "Джавахетия" у 25% духоборцев ассоциируется понятие "наша религия", а у 42% - "наши святые места, могилы отцов и дедов". Среди армян так же считает только 2% и 9% соответственно.
Но главные различия между армянами и духоборами - в их восприятии друг друга. Духоборцы гораздо более пессимистичны в оценке отношений с новыми соседями. Только 3% думают, что "отношения очень хорошие" по сравнению с 34% среди армян, а 55% придерживаются мнения: "отношения напряженные, возможны конфликты" (лишь 3% армян). На постоянные проявления национальной неприязни к русским в собственном селе жалуются 13% духоборцев, а еще 38% сталкивались с этими проявлениями эпизодически. Доля же армян, заявивших о постоянном (2%) или эпизодическом (9%) негативном отношении со стороны духоборцев, гораздо ниже.
Две трети духоборцев считают армян пришельцами, скупающими дома и не уважающими обычаи духоборцев. И только 20% армян обвиняют духоборцев в неуважении к их традициям и в высокомерии. 57% духоборцев считают армян "гостями" в этих краях по сравнению с 18% респондентов-армян, назвавших гостями как раз духоборцев. Соответственно, среди духоборцев в 1.5 раза больше тех, кто убежден, что "армяне должны уважать наши законы и обычаи, если хотят остаться здесь жить", аналогичные требования выдвигают 81% и 54% армян соответственно.
На просьбу указать основные причины напряженности в отношениях духоборцы говорили, что "армяне пытаются вытеснить нас из этих мест" (45%), "армяне показывают чувство превосходства над другими народностями" (43%), "у армян и духоборцев сильно отличаются житейские привычки и обычаи" (29%). Армяне основными факторами напряженности считают "общие трудности повседневной жизни" (50%), "отличия в житейских привычках и обычаях" (30%) и "разное отношение к труду у армян и духоборцев" (11%).
Может сложиться впечатление, что духоборцы выдвигают гораздо больше претензий к армянам, в то время как последние демонстрируют готовность уживаться. Так оно и есть, но связано это не с неприязнью духоборцев к армянам как нации, а с традицией духоборцев жить по законам своей замкнутой общины.
Можно назвать такое отношение "нетерпимостью", а можно - "приверженностью традиции", в зависимости от точки зрения. В конце концов именно верность традиционному укладу жизни хранила "Духоборию" на протяжении более чем полутора столетий.
Автор выражает искреннюю признательность за помощь и поддержку главе комитета по социальной интеграции парламента Грузии Геле Кварцкелия, председателю Гореловского сельсовета Любови Деминовой, руководителям кооператива "Духоборец" Федору Гончарову и Кузьме Ослопову, а также добровольным помощникам - жителям села Гореловка за содействие в проведении социологического опроса, несмотря на давление со стороны властных структур Нино-Цминдского района.