Кто-нибудь, возможно, решит, что горошек бывает красный или желтый.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Не знаю, зачем и без того жирному маслу хотели добавить дополнительную жирность, скорее всего для того, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность такого словосочетания. Вот вам вроде пример, как говорить не надо, неправильно и вовсе безграмотно. Однако про пресловутое масло знают все. Это выражение стало уже термином и не только неизменно вызывает улыбку, но даже в хорошем смысле показывает некоторую начитанность собеседника. Другое дело, что кроме масла есть еще масса продуктов, которые вполне могли бы и обойтись без дополнительных определений в названиях.
Вот, например, зеленый горошек. Обязательно ли называть его окраску? Ведь и так понятно, что горох и горошек – это два разных продукта. Ведь не говорим же мы «желтая кукуруза». Все и так знают, что она желтая. Так почему с горошком столько церемоний?
А началось все с того, что как-то раз ехала я по Садовому кольцу в дождь. Все вокруг серое, грязное. Настроение какое-то упавшее. И тут вдруг я вижу картину, которая развеселила меня почти так же, как развеселило бы появившееся солнце. Я увидела поливальную машину, которая мыла и без того мокрый асфальт. Не знаю, может быть, в этом и есть какой-то смысл, но мне он кажется сомнительным. Ну чем не тавтология? Мыть мокрый асфальт! Меня прямо подмывало остановиться и спросить у водителя поливалки, чем это он таким занимается. Не сделала я этого только по одной причине. Почти уверена, что в ответ я бы услышала: «А чё? Мне сказали мыть, я мою!»
Феноменальный ответ. Ставлю тебе заслуженную четверку. По моей шкале ценностей пятерки заслуживает только ответ ассистента одной моей знакомой, Татьяны. Она тогда работала в цирке – танцевала с хула-хупами. Помощник ей требовался для того, чтобы перед выступлением выкладывать эти обручи на арену в нужном порядке. Когда она в очередной раз с первыми аккордами появилась перед публикой и поняла, что он ОПЯТЬ разложил хула-хупы неправильно, Таня, мягко говоря, разозлилась. Поклонившись и отправившись за кулисы, она поймала этого незадачливого ассистента и высказала ему свое фи. Ответ был эксклюзивный: «А я чё, плохо поклАл? Я, как лОжу, так и лОжу». Эта история уже стала притчей во языцех. Почти как тот анекдот про Баден-Баден. «Вы откуда? – Я из Баден-Бадена. – Спасибо, я не глухой».
В общем, тавтология живет и торжествует. Кто-то даже умудряется стряпать на этом анекдоты. А ведь есть и не очень смешные ошибки, которые мы регулярно допускаем, при этом чувствуем себя неудобно, но не знаем, как сказать иначе. Вот например, всеми любимая «свободная вакансия». Слово «вакансия» и так подразумевает, что она вакантная, то есть свободная, но сочетание уже так устоялось, что оно снова и снова вылетает буквально на автомате. Такая же история с выражением «VIP-персона». Все в курсе, что аббревиатура VIP расшифровывается, как «very important person», то есть «очень важная персона», но отчего-то нам кажется, что «очень важная персона персона» звучит убедительнее. Смешно? А «VIP-персона» лучше? И никуда от этого не деться. Такие ошибки совершают даже самые высокопоставленные чины, которым все их выступления прописывают спичрайтеры. То есть люди, которые вроде бы должны бы разбираться, но┘ Должны, да не обязаны.
«Возобновить вновь», «молча, без слов», «вдвоем вместе пели одну песню» – это все выглядит забавным. А есть ведь еще такие хитрые сочетания, которые, на первый взгляд, даже не режут ухо: «памятный сувенир», «необычный феномен», «своя автобиография», «ведущий лидер», «народный фольклор». И мое самое любимое – «в конечном итоге». Этим грешат уж вообще все без разбора. Это уже стало любимым вводным словом, наряду с «как бы» и «на самом деле».
Вот нашла в интернете еще одну забавную штучку: «Я очень хорошо умею выводить себя из себя». Эх, интересно было бы посмотреть. «Случаен ли несчастный случай?» – тоже хорошо, тоже часто используется. Ну и лидером сегодняшнего хит-парада объявляется сочетание уж вовсе бредовое: «Крайности Крайнего Севера». Больше сказать нечего. Финальные титры, фанфары и награждение «памятными сувенирами».