Что там читает сосед в вагоне метро? Любопытно...
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
Обломов любил лежать на диване совершенно один. Этим он непонятен нам, современным молодым читателям.
Пушкин повлиял на свое поколение так же, как Терминатор на наше.
В то время рэпа не было, поэтому пипл оттягивался на балах.
Из школьных сочинений
Сколько копий сломано вокруг бедного и несчастного, а может быть, богатого и счастливого «нового поколения»! Кем его только не называли! От моральных уродов – до первых свободных россиян. От пивных бездуховных дегенератов – до энергичных современных людей, последней надежды нашего одряхлевшего общества. Где же истина?
Определимся сперва, кого мы считаем новым поколением. Еще лет восемь–десять назад представителем оного с уверенностью назвали бы и меня. Но в последнее время я стал часто ловить себя на том, что строю, по выражению Порфирия Петровича, «теорийки» о «нынешней молодежи». А то и вообще о «нонешней»... Так из разряда животных я с течением времени переместился в разряд зоологов. А с учетом моей преподавательской деятельности можно сказать, что и скотоводов┘
Итак, под новым поколением я понимаю тех, кто родился около 1991 года, плюс-минус несколько лет. Людей, так и не увидевших никакого Советского Союза. Людей, которых никто не запугивал. Правда, в ряде случаев никто особо и не воспитывал. А если и воспитывал, то так, что лучше бы даже не пытался┘
Да-да, новое поколение россиян интересно еще и тем, что это «естественные люди». Люди, предоставленные самим себе. Люди, заброшенные в мир, где множество возможностей – и почти нет ориентиров. Мир, противоположный советскому.
Как оценить людей, которые, услышав на уроке литературы имя Айседоры Дункан, жены Есенина, на весь класс радостно орут:
– О-о! Сеструха Дункана Маклауда, что ли?
А на вопрос: «Кто это?», сопровождаемый показом фотографий Льва Толстого и его жены, небрежно отвечают:
– А, Толстый со своей телкой.
Как оценить людей, которые не любят подолгу сосредоточиваться на чем-то одном и глубоко в это погружаться, а предпочитают яркое мелькание и частую смену образов? Которые из книг читают главным образом фэнтези, из периодики – журналы про компьютерные игры и модную одежду?
Я бы оценивал их осторожно и взвешенно. Не приукрашивая, но и не очерняя.
С одной стороны, качественная культура и вправду волнует довольно-таки редких представителей нового поколения. Большинство из них глубокие книги, фильмы, серьезную музыку воспринимают как «груз». Это отличает их от советских людей второй половины XX века, художественный вкус у которых даже в аналогичном возрасте был в целом лучше.
Можно, однако, спросить: почему? Потому ли, что эти советские люди сами по себе такие вот были хорошие? Или потому, что они просто-напросто росли в других условиях, в другом мире? В мире, где реальная жизнь была настолько скучна и однообразна, что волей-неволей приходилось читать хорошие книги┘ чтобы жить в них по-настоящему.
Нынешняя жизнь настолько пестра, ярка и разнообразна, что читать уже, по мнению многих, как-то необязательно. Им и так весело.
Новому поколению ставят в вину и его чрезмерный прагматизм. Жизнь по принципу «Если за это платят, то это катит». Ну а если соответственно не платят, то и не катит.
Но опять же, разве не само общество, не сама эпоха навязывают молодежи подобную установку? На ранних стадиях капитализма подобная деформация, пожалуй, неизбежна. Когда главным, если не единственным, мерилом личного и общественного успеха являются деньги, как тут не начать к ним стремиться сверх всякой меры?
Впрочем, я бы не стал говорить, что наша молодежь полностью помешана на зашибании бабла и модных пивных тусовках. Не секрет, что для изучения массового сознания полезно бывает рассмотреть его культуру. Одна из самых популярных сегодня молодежных музыкальных команд – «Дискотека Авария». Она поет разные песни. От откровенно бессмысленных и бредовых вроде «Пей пиво!» до прекрасных и лиричных вроде «Если хочешь – останься». (Нет-нет, она не про третий срок Путина.) Из чего можно сделать вывод: тонкие движения души тоже порой не чужды нашей молодежи. Как бы она это ни скрывала.
Момент восторга. Слияние в единой страсти. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Да, новому поколению свойственно так называемое клиповое сознание. Как уже говорилось выше, в большинстве своем современные молодые люди не любят подолгу сосредоточиваться на чем-то одном и глубоко в это погружаться, а предпочитают яркое мелькание и частую смену образов. Но не по этому ли принципу живет и общество в целом? Молодежь навязала такую модель обществу? Или общество, время, эпоха – молодежи?
С другой стороны, нынешние молодые люди в большинстве своем довольно самостоятельны, уверены в себе. Многие из них знают, чего хотят. Их можно назвать пробивными. Наглыми как в плохом, так и в хорошем смысле слова.
Одна моя подружка назвала нашу молодежь «поколением менеджеров». Весьма удачное определение.
Менеджер аполитичен и беззлобен. Чаще всего он не является человеком глубоким, высококультурным, эрудированным. Но он нацелен на практический результат. Он быстр, энергичен, эффективен. Иными словами – сын своей эпохи.
Есть такое мнение: недобор того, что принято называть духовностью (в широком смысле, не строго религиозном), это поколение возместит позже. Когда и если само того пожелает. Причем в той форме, какую посчитает для себя наиболее адекватной, современной, приемлемой.
Оно не будет читать «Тихий Дон» и «Анну Каренину». Может быть, оно с удовольствием прочтет и оценит Кундеру и Довлатова – моих любимых писателей. А может, еще кого-то, чьих имен мы еще не знаем┘
Впрочем, что-то в этом роде, похоже, уже началось. В 1998–2003 годах, когда я учился в своем вузе, то ездил туда на московском метро четыре станции с одной пересадкой в каждый конец. Продолжалось это каждый будний день в течение пяти лет. Так вот. За все это время по дороге на учебу и обратно я увидел в метро всего двух (!) человек, которые читали качественную художественную литературу. Все остальные любители чтения отдавали предпочтение развлекательной, массовой.
Сейчас за одну поездку в метро я нередко вижу в разы больше людей, читающих серьезную художественную прозу, чем тогда за пять лет. Особенно на «красной» ветке, где находится целый ряд ведущих вузов (МГУ, МГЛУ, МПГУ) и РГБ (бывшая Библиотека имени Ленина). Но схожая картина и на других ветках. Причем многие из читающих хорошие книги – как раз молодежь, особенно девушки.
Видно, изменилась эпоха. Как сейчас помню: лет 10–15 назад одни социологи, культурологи, обозреватели говорили, что тотальный спад интереса к качественной литературе, в том числе и у молодежи, – это навсегда. Мол, в условиях, когда читать что-то серьезное людей никто не заставляет, когда есть много других занятий, «умная книга» уже не вернется. В этом убеждала нас, в частности, Алла Латынина, известный литературный критик. Другие – например, публицист Александр Архангельский – возражали: дайте срок. Пусть люди насытятся всякой развлекухой, поймут ее пустоту – и вернутся к «настоящей литературе». Благо купить в магазине или найти в Интернете теперь можно что угодно.
Каюсь: тогда я был скорее с первыми. Но время показало правоту вторых. По крайней мере в отношении какой-то части молодежи. Пока еще по-прежнему меньшей, но, по моим наблюдениям, постепенно растущей. Что ж, такие ошибки признавать неизъяснимо приятно.