0
1308
Газета Главная тема Интернет-версия

09.11.2006 00:00:00

Из-под глыб

Тэги: достоевский


Достоевский – это...

Тут положено набрать в рот побольше воздуха и подольше не выпускать. Можно ковырять руками в воздухе, будто тонешь.

Достоевского положено любить, не читая. Слишком неудобный писатель. Слишком не то писал. Отменить бы его вообще – да нельзя: Европа глупая официально признала. Вот «интерпретаторы» и стараются. Очень, говорят, сложный писатель. Очень философский. Невозможно понять.

Доверчивый народ согласно кивает: да, да, слишком сложный... слишком великий... И книжки у него слишком толстые. Пойдем лучше телесериал посмотрим, там всего-то восемьсот серий.

Интерпретаторы расписываются в ведомостях за полученные гранты и облегченно вздыхают: «эти» не догадались. Достоевский-то как раз любовные романы и детективы писал – специально, чтобы «этим» интереснее было, чтобы мысль свою вреднючую до них донести. Коварный был. Намучились с ним.

* * *

Достоевский очень любил славян. Кроме поляков.

Достоевский очень сложно относился к Петру Великому.

Достоевский был православным христианином. Хотя сам грешил. Он был православным «по убеждению». Слова, вложенные Достоевским в уста Шатова из романа «Бесы»: «Я верую в Россию, я верую в ее православие... Я верую в тело Христово... Я верую, что новое пришествие совершится в России... Я... я буду веровать в Бога», – это ведь он о себе самом.

Достоевский был патриотом. Прежде всего. Вот что всего ужаснее. Особенно сейчас – когда все прогрессивное человечество и весь административный ресурс сплотились в едином порыве, чтобы не допустить... Не допустить того ужаса, который называется «ростом национального самосознания».

Русских быть не должно. Это аксиома. «Параллельные прямые не пересекаются». «Бога нет». «Мясо вредно».

Аксиома – это приказ. То, что не нуждается в доказательствах. Потому что, если начнешь доказывать, можешь понять обратное.

Почему «параллельные прямые не пересекаются»? Потому что так удобнее землемерам. Почему «русских быть не должно»? Потому что земля их велика и обильна – делить да делить. Почему «мясо вредно»? Потому что на всех не хватит. Почему «Бога нет»? Потому что перед Ним все равны. А некоторым хочется быть равнее других.

Любая аксиома опровергается жизнью. «Параллельные прямые не пересекаются» – а Лобачевский доказал обратное. «Бога нет» – а люди все равно ходят в церковь. «Мясо вредно» – а они разговляются. «Русских быть не должно» – а в одной только Москве 4 ноября милиция задержала целую тысячу.

* * *

Все аксиомы между собою связаны. Но некоторым хочется быть связаннее других. Вот, скажем, «Бога нет» и «Русских не надо». Еще каких-нибудь сто лет назад 90 процентов населения нашей страны называли себя «крестьянами». То есть христианами – на просторечный манер. Когда к власти пришли коммунисты, они первым делом закрыли все церкви и принялись планомерно уничтожать крестьянство.

А коммунисты пришли с Запада. Там всегда не любили русских. Во время Крымской войны Энгельс писал в газете Neue Oder-Zeitung: «У Европы только одна альтернатива: либо подчиниться игу славян, либо окончательно разрушить центр этой враждебной силы – Россию». А Маркс настойчиво рекомендовал разрушить Кронштадт – одно из «Петра творений».

Петр, впрочем, сам «хрестьян» не любил. Издевался над их религиозными ритуалами. Установил крепостное право. А Кронштадт, как и Петербург, строил на их костях: ехали зимой подводы с каменными глыбами по Заливу, сваливали содержимое прямо на льду. Накопится куча потяжелее, провалится лед – вместе с подводами и возницами – хорошо. Подождут, пока новый лед намерзнет – и снова едут.

* * *

Маркс и Энгельс не любили славян. Всех, кроме поляков. Для поляков они делали исключение, потому что считали их врагами России. Вот что писал Энгельс о трагических временах Смуты, преодолению которой посвящен новый государственный праздник 4 ноября, во время которого┘ В общем, вот что он писал: «Плодородные степи Малороссии вызвали аппетит у русских, но поляки были народом сильным, мужественным, умеющим постоять за себя, а так же мстить: в начале XVII века они несколько лет занимали Москву».

Впрочем, для одного из русских Энгельс тоже делал исключение – вероятно, тоже считал врагом России. Догадались, для кого? Конечно же, для Петра. Его Энгельс называл «действительно великим человеком». Не знаю – может, у него даже бронзовый бюстик Петра на столе стоял...

Итак, все, что плохо для русских, Энгельс очень любил. Любил друга Маркса, царя Петра, атеизм, поляков. Мировоззрение Энгельса легло в основу «научной методологии гуманитарного знания» и было вдолблено в головы нескольких поколений русских людей. «Что для меня вредно, то правильно». И хотя самого Энгельса давно отменили, «методология» вдалбливается по-прежнему.

* * *

В книге Ирины Мамаевой «Земля Гай» (ее тоже читать «не надо» – в стране со 150-миллионным населением она издана двухтысячным тиражом, и никакие «трудности распространения» тут ни при чем – вон, скучная пропагандистская книжка Улицкой «Даниель Штайн, переводчик» выпущена тиражом 150 тысяч, и ничего) – так вот, в книге «Земля Гай» есть очень характерная сценка.

Сельские девчонки заглянули в библиотеку – полистать журнал «Крестьянка», погрезить о недостижимой красивой жизни. Встретили там соперницу – тоже за красивой жизнью пришла. Началась пикировка: «А вы что здесь делаете?» – «Да вот, что-то давно Достоевского не читали»...

Смешна сама мысль о том, что можно взять да и прочесть писателя, рекомендованного школьной программой и заласканного (буквально до смерти) официальной культурой.

Молодцы наши интерпретаторы. Они не просто поставили на Достоевском крест. Они еще и наврали на всякий случай – потому что к роману «Братья Карамазовы» никто не притронется, а вот журнальная статейка на глаза попасть может. А там будет написано, что Достоевский был «реформатором веры», этаким «русским Лютером», и в доказательство приведены слова, сказанные Ивану Карамазову чертом. Вроде это не черт, а сам писатель сказал.

А ведь узнать, что же там сказал «сам писатель», чрезвычайно просто. Для этого не нужно вооружаться очками и обкладываться Бахтиным. Достаточно заглянуть в дневники самого писателя. В последний раз они были переизданы в этом году: Ф.М. Достоевский. Политическое завещание: Сборник статей за 1861–1881. – М., 2006.

Не надо вычитывать все до последней буквы. Просто взять книгу и перелистать. Внимательно.

Там можно обнаружить много... понятного. Такого, что и в страшных снах не снилось нашим интерпретаторам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
338
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
384
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
200
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
286

Другие новости