0
1271
Газета Главная тема Интернет-версия

29.09.2011 00:00:00

Хулиган-энциклопедист

Вадим Черновецкий

Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий - публицист.

Тэги: вайль, литература


вайль, литература Классик мировой эссеистики...
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Трудно читать в современном мире. Брутальной тевтонской свиньей напирают со всех сторон DVD-проигрыватели, псами-рыцарями – 3D-кинотеатры. Да и старик Интернет работает за троих, причем времени ест за семерых.

Трудно читать еще и потому, что слишком много уже написано и прочитано. Чувство, что «все это уже где-то было», возникло еще в ХХ веке. Реакцией на него стал постмодернизм. Во всяком случае, то его направление, которое утверждает, что поскольку «все уже написано», то любое искреннее высказывание в наше время просто по определению банально, а значит, «относит автора в поп-зону». Соответственно писателю остается лишь иронично и игриво переосмыслять написанное до него. Иногда это бывает забавно, но в целом это тупик и конец литературы.

29 сентября 1949 года родился Петр Вайль. Один из тех, кто вывел из комы представление о литературе. Но сам при этом скончался после полутора лет комы в возрасте 60 лет, совсем недавно – в декабре 2009 года.

В романе «Бессмертие» Милана Кундеры один герой придумал игру – определить сущность какого-нибудь человека одной фразой. Следуя этой игре, я бы назвал Вайля хулиганом-энциклопедистом.

Живость, юмор, ирония – и поистине энциклопедическая широта и глубина знаний и интересов. Крайне редкое и совершенно завораживающее сочетание. От его книг невозможно оторваться. Купил как-то очередной его томик, направился домой. По дороге зашел в супермаркет за едой. Пока стоял в очереди в кассу, не выдержал и открыл книгу. В итоге я читал ее, пока платил, брал сдачу, пока поднимался по лестнице в своем подъезде┘

И это в век всеобщего дежавю, когда «все уже написано», «литература умерла», «автор умер»┘ Как Воланд сказал: «Бога нет, Дьявола нет┘ Что же это у вас, чего ни хватишься – ничего нету?..»

Активно читающей публике Петр Вайль известен уже давно – статьями и книгами о литературе, культуре, жизни и даже кулинарии. Его основные работы, написанные с Александром Генисом, – «60-е. Мир советского человека», «Американа», «Родная речь», «Советское барокко», «Русская кухня в изгнании». Его главные книги, написанные самостоятельно, – «Гений места», «Карта родины», «Стихи про меня».

Через несколько дней после смерти Вайля издатель Сергей Пархоменко в эфире «Эха Москвы» назвал его «великим журналистом», «одним из самых мощных в мире журналистов, пишущих по-русски». Трудно с этим поспорить┘

«Ирония, не зная правды, учит тому, как без правды жить» – вот типичное предложение Вайля. «Если б мне пришлось участвовать в дурацкой игре, описанной в романе «Идиот» – когда надо признаться в самом постыдном своем поступке, – я бы рассказал, как мы рижской январской ночью собрали трясущимися руками гроши, как полчаса шли по морозу к заветной подворотне ресторана «Даугава», как приобрели у отделившейся от стенки тени бутылку и как я эту бутылку тут же уронил на асфальт. То, что я пишу эти строки, – свидетельство либо христианского милосердия моих товарищей, либо их алкогольного бессилия. Что часто трудноразличимо».

«От чтения [древних] греков и о греках остается явственное живое ощущение молодой силы, а если мудрости – то не стариковской, а бытовой, побуждающей радоваться каждому дню. Такую мудрость среди нынешних народов являют итальянцы: именно они кажутся наследниками греков – не римлян, а греков. Римляне – скорее англичане».

«Как заинтересовался бы [поэт Николай] Олейников тем, что хлынуло через полвека после его смерти – объявлениями: «До 14.00 проводится аккредитация на божественную литургию»┘ Спокойный голос по внутренней трансляции в поезде Петербург–Москва: «Граждане пассажиры, будьте осторожны! В поезде работают воры». В Москве на Никольской в ресторане «Дрова» из громкоговорителя – левитановский тембр: «Все сокровища мировой кулинарии┘» Проходишь дальше – в спину невнятно доносится: «Курица, фаршированная вечностью». Или все-таки «печенью»?»

В чем секрет Петра Вайля как эссеиста? В высокой плотности текста. Плотностью текста я называю то, ради чего просвещенный, опытный читатель вообще берет в руки книгу. То есть глубокие самобытные мысли, неожиданные, парадоксальные наблюдения, яркие обороты речи, остроумные замечания и т.д. Если таких вещей на единицу текста много, то плотность текста высокая. Мало – низкая. Вообще нету – нулевая, бывает и такое. Читая Вайля, постоянно встречаешь какие-то откровения. Из его статей и книг выходишь не таким, каким в них вошел, и это самое главное.

Любопытно, что Петр Вайль – родственник известного немецкого композитора Курта Вайля, талантливого ташкентского режиссера Марка Вайля и знаменитой французской писательницы Симоны Вайль.

Последние лет десять своей жизни Вайль возглавлял русскую службу Радио «Свобода». Широкая слава пришла к нему сравнительно недавно – лишь за несколько лет до смерти, когда по телеканалу «Культура» вышел его проект «Гений места». Он имел большой успех, и вскоре телеканал дал его повтор.

Жителям СНГ Петр Вайль внешне напоминал Карла Маркса. Мне – Ивана Тургенева. Западные дети, завидев его, восторженно прыгали и хлопали в ладоши:

– Папа, папа, Санта-Клаус пришел!

И ждали от него подарков.

Что ж, он действительно одаривал нас духовно-культурными конфетками и хлопушками┘

Когда только начали показывать «Гения места с Петром Вайлем», одна моя подружка сказала мне, что ее муж с удовольствием смотрит эту передачу. «Ну и что?» – спросит иной читатель. А то, что до этого ее муж художественную культуру вообще презирал – за «бесполезность». А если что и читал, то только книги по психологии и бизнесу. Потолком его художественных запросов был Стивен Кинг. Дальше этого он никогда не шел и не собирался.

А тут – элитарный, глубокий, качественный Вайль! Почему? Как так вышло? И один ли он такой в стране, этот муж моей подружки? Не в смысле: один ли у нее муж или целый гарем? А в смысле: один ли он впервые в жизни обратился благодаря Вайлю к высокой культуре? Уверен, что таких людей много. Или, как сказал бы автор Библии, «имя им – легион». Почему? Что за чудо такое сотворил Петр Вайль с российскими обывателями?

Удивительно: в своих интервью Вайль жаловался на то, что ему не хватает внутренней свободы и раскованности перед камерой. Что его поколение в отличие от нынешней молодежи, как Каиновой печатью, помечено всей этой советской зажатостью. Что ему противно смотреть, как он двигается на экране. Что он кажется себе деревянным.

Вайль – классик мировой эссеистики. В чем его секрет? Возможно, в исключительно редком сочетании образованности французских энциклопедистов или деятелей итальянского Возрождения с легкостью и доходчивостью Довлатова. (Не будем забывать, что Петр Вайль и его соавтор Александр Генис были друзьями замечательного писателя Сергея Довлатова. Они много общались с ним, варились в его среде, брали что-то из его стиля.)

Почему я считаю такое сочетание уникальным? Потому что энциклопедисты часто чрезвычайно нудны. А блестящие рассказчики вроде Довлатова – несколько приземленны. Нечасто от них дождешься столь мощных, ядреных рассуждений о мировой культуре. Можно сказать, что это почти противоположные, почти взаимоисключающие на практике качества. А вот в Вайле они уживаются вполне мирно и плодотворно.

Кроме того, меньше всего Вайль напоминает типичного школьного учителя советского образца. Он не делает из писателей и прочих людей искусства тупые и мертвые памятники и бюсты, которым нужно поклоняться. А если не поклоняешься, то дурак, двойка, в угол┘ Как тут эти памятники не возненавидеть?!

Он рассказывает о них как о живых людях, какими они и были. Он прямо говорит о них все важное, что знает, и все, что думает. Даже если это и скомпрометирует их в глазах какого-нибудь сноба и ригориста.

Скажет ли средний школьный учитель о том, что главной движущей силой творчества Андерсена были его сильные многочисленные комплексы и физические страдания? Нет, об этом скажет только психоаналитик. Но последний поставит здесь точку, сведя писателя к кролику, к подопытной свинке.

Вайль не то чтобы выше, а как-то крупнее этого. Он скажет и то и другое. Да, у Андерсена была куча комплексов. Да, он страдал патологическим честолюбием. Да, он боялся женщин и умер девственником. Но – да, кроме того, он великий писатель. И не просто потому, что так принято считать, а потому, что был необычайно лиричен и тонок и затронул в своих сказках извечные человеческие архетипы.

В чем главная, бытийная заслуга Петра Вайля? В том, что он делает качественную культуру живой для зрителя. Она, в общем, и есть живая. Но большинство людей считает живой только массовую культуру, где «мочилово и бабло». В живости этих вещей им даже в голову не приходит усомниться. Ведь они и вправду нас окружают. В крайнем случае – мы слышим о них каждый день в новостях.

А вот всякие там Малеры с Гауди («Чего-чего? Какой еще Гауди? «Ауди», может? Э, корректор, за что тебе деньги платят?») для большинства людей, для обывателей – это что-то нудное, древнее, пыльное. То, что заставляют, а не то, что хочется. За что двойку могут влепить. Так что стоит человеку окончить школу, как он тут же с радостью подальше отбрасывает от себя всех этих Гоголей-моголей-шмоголей.

А Вайль каждой своей книгой, каждым выпуском передачи «Гений места», чуть ли не каждым словом своим убедительно, неопровержимо доказывал: качественная культура – это и есть жизнь. Не какая-то там вымышленно-абстрактная, чужая, далекая, скучная. А наша с вами собственная. И Малер, и Гауди, и все остальные герои его передач, весь остальной корпус мировой качественной культуры – это не какие-то там «они». Это мы, мы сами, причем очень яркие. Искусство не только не меньше, чем реальная жизнь, но даже больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
411
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
467
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
275
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
360

Другие новости