Искры гаснут на лету...
Борис Кустодиев. Костер.
Ночное. Саратовский государственный музей им. А.Н.Радищева
История русской литературы включает в себя творчество довольно большого количества поэтов, которые прославились┘ всего лишь одним стихотворением┘
Имя поэта Ивана Козлова (1799–1840), одногодка Пушкина, сегодня мало что говорит, тем не менее оно навсегда останется в истории русской поэзии только потому, что он написал такое знаковое стихотворение, как «Вечерний звон». Его строчки увековечены в известном русском романсе:
Вечерний звон, вечерний звон.
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом┘
Еще один поэт пушкинской поры – Федор Николаевич Глинка (1786–1880) прожил не просто долгую, а очень долгую жизнь даже по нынешним меркам и оставил огромное литературное наследие, из которого многие из нас вспомнят песню, ставшую народной:
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудёт уныло под дугой┘
Когда праздничное веселье в разгаре, часто звучит «Цыганская песня» Аполлона Григорьева (1822–1864):
Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли...
С детства памятный напев,
Старый друг мой – ты ли?..
Цыганская тема получила развитие в творчестве другого русского поэта, Якова Полонского (1819–1898), написавшего «Песню цыганки»:
Мой костер в тумане светит,
Искры гаснут на лету┘
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту┘
Есть у Полонского и свой «Вечерний звон», но эта ниша оказалась уже занятой┘
Золотыми буквами вписал себя в историю русской литературы Иван Суриков (1841–1880), написавший замечательные строчки популярной народной песни:
Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь,
Головою к тыну?..
Отметился в истории русской национальной культуры своим стихотворением и Антон Дельвиг (1789–1831) – одним, но каким:
Соловей, мой соловей,
Голосистый соловей!..
Разумеется, у Дельвига, лицейского приятеля Пушкина, это стихотворение, которое называется «Русская песня», не единственное. Вот, например, как звучит начало и окончание стихотворения «К А.С. Пушкину»:
Как? Житель гордых Альп, над бурями парящий,
Кто кроет солнца ли развернутым крылом,
Услыша под скалой ехидны свист шипящий,
Раздвинул когти врозь и оставляет гром┘
Но невзначай к нему в обитель постучится
Затейливый Эрот младенческой рукой,
Хор смехов и харит в приют певца слетится
И слава с громкою трубой.
Афанасий Фет (1820–1892). Первое, что вспоминается из его довольно богатого наследия, это его знаменитое «На заре ты ее не буди», а вернее, первые строчки:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит┘
Или:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало┘
Но у Фета есть немало стихотворений, которые, к сожалению, со временем стали менее близки и понятны простому обывателю:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой┘
Или еще один образец фетовской лирики:
Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.
Да и те не видят нас среди ветвей
И не слышат – слышит только соловей┘
А вот еще:
Щеки рдеют алым жаром,
Соболь инеем покрыт,
И дыханье легким паром
Из ноздрей твоих летит┘
В последнем случае, видимо, и сам автор заподозрил, что-то неладное и не решился включить это стихотворение в основное собрание┘
У Иннокентия Анненского (1855–1909) есть замечательное стихотворение, которое ярко выделяется из всего литературного наследия этого известного поэта и выдающегося литературоведа. Называется это стихотворение «Среди миров»:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя┘
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Но, к сожалению, иногда стихи этого автора превращаются в самый настоящий ребус, ключ от разгадки которого, вероятно, уже утрачен навсегда. Как пример можно привести стихотворение «Идеал»:
Тупые звуки вспышек газа
Над мертвой яркостью голов,
И скуки черная зараза
От покидаемых столов,
И там, среди зеленолицых,
Тоску привычки затая,
Решать на выцветших страницах
Постылый ребус бытия.
Справедливости ради надо сказать, что подобные стихотворения-загадки можно найти у всех вышеперечисленных авторов.
Не на земле ты обитаешь,
Любовь, незримый серафим;
Но верой мы к тебе горим,
И чье ты сердце сокрушаешь
Огнем томительным страстей,
Тот веры мученик твоей.
Но кто ты, что ты? Наше зренье
К тебе никак не долетит.
Тебя, любовь, воображенье
По тайной прихоти творит.
Так небеса мечтой любимой
Оно умеет населять,
И думам образы давать,
И пыл души неутомимый,
Усталой, сжатой и крушимой,
В ее порывах услаждать.
(Иван Козлов, 1828 г.)
Наверное, сегодня единицы из нас помнят таких поэтов, как Садовников, Студенская, Чуевский, Будищев, Пойгин. Им не поставили памятники, их именами не назвали улицы... а зря. Ведь они подарили нам замечательные стихи, ставшие неотъемлемой частью нашей национальной культуры. Судите сами, перу этих авторов соответственно принадлежат: «Из-за острова на стрежень», «Памяти «Варяга», «Гори, гори, моя звезда», «Только вечер затеплится синий», «Не уходи, побудь со мною».
Давно уже стала народной песня «Хас-Булат удалой», а ведь у ее стихов есть свой автор – Александр Николаевич Аммосов.
Разумеется, нам удалось лишь слегка коснуться вышеобозначенной темы, которая, несомненно, заслуживает своего исследователя.