0
848
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

14.07.2000 00:00:00

Ослепленные ненавистью к России


Не так давно сотрудникам российских спецслужб удалось установить, что палачом, казнившим трех англичан и одного новозеландца, стал 15-летний чеченец по прозвищу Таракан. Он уже имел навыки обезглавливания, тренируясь в бандитском спецлагере на домашних животных.

Впрочем, столь дикий факт в Чечне никого особенно не поражает. Как и в прошлую войну, боевики активно используют подростков как в террористических, так и в боевых операциях против федеральных войск. Привлечение несовершеннолетних к "борьбе за независимость", с точки зрения сепаратистов, имеет много плюсов: бандформирования несут значительные потери в живой силе, которую необходимо восполнять, а мальчишки готовы к самопожертвованию, восприимчивы к пропаганде, которую успешно ведут агитаторы экстремистов.

"12-13 летних пацанов забирают прямо из дома, - рассказывает офицер ФСБ, занимающийся расследованием ряда дел, в которых задействованы подростки-боевики. - Матери не имеют права голоса, а отцы, как правило, по ряду причин отпускают сыновей. Им обещают хорошие деньги, говорят, что сын станет "настоящим мужчиной" и будет "мстить за родину". Семьи, в которых никто не работает, зачастую живут за счет своих нанятых боевиками детей. Платят мальчишкам примерно 100 долларов в месяц, но для прострой чеченской семьи сегодня, когда исчезла возможность зарабатывать на краденой нефти, это большие деньги. Молодняк обучали раньше в горных лагерях, а сейчас - просто в боях. Подросток стоит за взрослым боевиком и наблюдает за ним. В следующем бою он уже участвует лично.

В районе населенного пункта Сельментаузен сдалась в плен группа боевиков. В основном - раненые и больные, то есть те, кто уже не мог хорошо воевать. Среди них оказался и 15-летний Ахмед. Он рассказал, что родился в Грозном, что родителей у него нет. Но федералам удалось выяснить, что Ахмед сражался вместе с отцом, который, понимая близость конца, решил спасти сына и отпустил его "в плен", заранее зная, что мальчишку все равно отпустят. На вопрос: "Почему воюешь?" - Ахмед на ломаном русском языке ответил: "Религия у нас такая. Ислам. Воевать мы должны".

- С кем воевать?

- С неверными.

Еще один 14-летний подросток с винтовкой был задержан при попытке выхода из Аргунского ущелья. Парень говорил, что ненавидит ваххабитов, что его похитили и заставляли готовить еду боевикам. А оружие он взял для самозащиты. Но сегодня у сотрудников спецслужб есть реальные основания полагать, что мальчик - из семьи ваххабитов, а в отряде с ним воевали его братья.

Такие случаи, по словам федеральных военных, не редки, но, как правило, боевики подростков в горы не берут. Чаще всего эти мальчишки "работают" в населенных пунктах, где располагаются подразделения федеральных сил. Выполняют обязанности наблюдателей, посыльных, доставляют корреспонденцию, продукты питания, медикаменты. А так как подросток практически не вызывает подозрений федералов, ему поручают порой особые задания. Недавно в Грозном задержали 13-летнего мальчика. Военные рассказали, что он в первый раз пришел попросить у них хлеба. Его накормили. Парень стал часто приходить в гости. Говорил, что родители погибли и он остался один. Но после того как расположение части несколько раз было обстреляно из миномета, военные заподозрили неладное. При задержании установили, что "разведчик" выяснял численность военнослужащих, количество бронетехники, знал место расположения штаба и фамилию командира полка. А сам командир несколько раз слышал по рации, что боевики упоминают его фамилию. Но через пару дней малолетнего лазутчика отпустили.

"Никакие меры пресечения к ним неприменимы, - объясняет офицер ФСБ. - За пособничество боевикам подростков не привлекают. Не предусмотрено законом. Это хорошо понимают сами боевики, и потому работа этой несовершеннолетней "пятой колонны" их устраивает".

Свидетельством чему еще один случай в Грозном, когда на крыше пятиэтажки нашли 15-летнего парня с биноклем, который наблюдал за продвижением войск и сообщал об этом тем, кто находился внизу, в подвале, и готовился к обороне.

Подобных эпизодов очень много было и в прошлую чеченскую кампанию. Рота Александра Наумова, офицера ВВ, тогда выполняла боевые задачи в районе Урус-Мартана. "Мальчишка лет восьми несколько раз проходил мимо нашего подразделения, - вспоминает Александр. - Мы думали, что это обычный местный ребенок и не особо обращали на него внимания. Даже шоколадом угощали. Как-то вечером мы решили объехать посты на "бээмпэшке", наш мальчишка, вертевшийся неподалеку, бросил что-то под гусеницу. Мы соскочили с брони. Под машиной лежала граната, а не взорвалась она потому, что мальчишка забыл выдернуть чеку. У нас тогда много разногласий было в роте, решали, что делать с этим пацаном. Не буду говорить, что предлагали, но решили просто его отпустить. Все-таки ребенок. Он и не понимал, наверное, что делал..."

Подростки, которых задерживают по подозрению в пособничестве боевикам, по словам офицеров спецслужб, малообщительны, многие вообще не говорят и не понимают по-русски и сильно одурманены бандитскими главарями. Они слепо выполняют их приказы, ведь у чеченцев повиновение старшим - закон.

Причин, объясняющих участие несовершеннолетних в бандформированиях, немало. Многие из подростков действительно мстят за родных, погибших от рук федералов. Недавно в Шали задержали 14-летнего Ибрагима Д. с явными следами пороха на руках и характерным синяком на плече. У Ибрагима в Грозном погибли родители во время бомбежки, и он решил мстить. На счету у этого мальчишки несколько убитых солдат.

Когда из Грозного к Алхан-Кале прорывались до 2,5 тыс. боевиков, среди них было около 150 подростков от 14 до 17 лет, - рассказывает сотрудник ГРУ. - Были и убитые, и раненые. Пока они переправлялись через Сунжу при массированном обстреле, многие бросались в воду и замерзали там. А в Алхан-Кале, когда местные жители вышли к боевикам и попросили оставить детей, бандиты отказались выполнить их просьбу, объясняя это тем, что из подростков федералы быстро "выбьют" правду и узнают то, чего узнавать нельзя.

Однако, по свидетельству другого сотрудника спецслужбы, подростков, воюющих в горах, отпускают, если за ними приезжают родственники - чаще отцы или деды. Но мальчишки понимают, что, если сболтнут что-то, от этого пострадают их семьи. "Боевики берегут молодняк - говорит тот же офицер. - Они знают, что это поколение, которое вырастет в ненависти к России и продолжит начатую отцами войну..."

- В перспективе - это люди, вычеркнутые из нормальной жизни, - размышляет о судьбах подростков, помогающих боевикам, офицер ФСБ. - Они не знают, что такое труд. Они знают, что можно обеспечить себя набегами, грабежами, захватом заложников - как это делали их старшие товарищи. Они не читают книг, не учатся в школах. Я помню, как задержанный нами 22-летний парень читал "Айвенго" Вальтера Скотта. Такого восторга, который он испытывал, я никогда не видел. Это была первая прочитанная им книга.

Грозный-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1950
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4609
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2504
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2881

Другие новости