Прошедшая неделя оказалась промежуточной. Смутное беспокойство из-за проблем на финансовом рынке трансформируется в беспокойство явное: усилились слухи о надвигающейся безработице и продуктовом дефиците. Несостоятельным оказался один из главных мифов последнего времени: о том, что в экономических неприятностях России виновата только Америка.
На этом фоне несколько приободрилась думская оппозиция. Не переходящая, однако, границ дозволенного. Депутаты встретились наконец с Алексеем Кудриным. Облегчения эта встреча никому не принесла. Министр финансов поставил думцев на место (иногда он им просто грубил), дав понять парламентариям, что бюджет в связи с кризисом пересматриваться не будет и что вообще эти вопросы решаются в другом месте. Коммунисты сильно не возражали, ограничившись мелкими уколами и ловлей отдельных единороссов на вранье. О других фракциях и говорить нечего – результаты голосования оказались, как и предсказывала «НГ», вполне лояльными правительству. В общем, выяснилось, что кабинет министров играет в шахматы, а Дума – в шашки, да еще и в «поддавки».
Не готовые сражаться с кабинетом министров, коммунисты рвутся в бой с губернатором Кемеровской области. КПРФ не склонна прощать единороссам свое поражение в Кемеровской области и готовится пикетировать администрацию президента.
«Единая Россия» тоже никак не может отойти от прошедшей кампании. У нее другие заботы: разброд и шатания в рядах местных элит самым неприятным образом привели к победе в некоторых регионах прямых оппонентов партии власти. В числе последних, что особенно обидно, оказались и собственные изгои, подлежащие чистке. Теперь непонятно, что с ними делать: то ли принимать обратно, то ли еще более решительно подвергнуть остракизму. По некоторым данным, руководство ЕР склоняется к жесткому варианту: наказаны будут и лузеры, и победители гонки 12 октября в проблемных регионах.
Показательными оказались два социологических опроса прошедшей недели.
Судя по одному из них, лидер Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков стремительно теряет популярность. Одновременно, отмечала «НГ», появились данные о готовящемся пересмотре законодательства в этой сфере – с тем, чтобы поставить профсоюзные организации под контроль государства, заставив их вести реестры численности и собственности. Стремление легко объяснимое, особенно если учесть, что коснутся нововведения не только старых, лояльных власти структур, но и независимых профобъединений, успешно перенимающих опыт западных коллег в отдельных отраслях – к примеру, в автомобильной.
Второй опрос показал возвращение рейтингов Владимира Путина и Дмитрия Медведева на прежние позиции, предшествующие грузинской войне. Эйфория в обществе по случаю этой победы явно сошла на нет, смытая с повестки дня новыми заботами и опасениями.
Смутное беспокойство общества, которое, кстати, становится все менее смутным, заставило левых радикалов почувствовать почву под ногами. Далекие от Кремля и Росрегистрации политструктуры собрались на свой учредительный съезд, напомнив властям о своем существовании внушительной явкой и пением «Венсеремоса». Оживились и ветераны уличных акций – лимоновцы, посмевшие озвучить – с помощью своих дацзы-бао – то, что у каждого россиянина, имеющего счет в банке, сидит сегодня в голове гвоздем: «Брать или не брать?» У запрещенных нацболов сомнений нет: конечно, брать! Тоже ведь непонятно, что делать с еретиками: Лимонов – не Гозман, с ним не договоришься.