Художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов (слева) и ректор Института кинематографии имени С.А.Герасимова Владимир Малышев перед началом заседания Совета по культуре и искусству. Фото сайта kremlin.ru
В четверг прошло традиционное предновогоднее заседание президентского Совета по культуре и искусству, где были подняты главные темы года.
Владимир Путин в своем выступлении резюмировал основные векторы работы на будущий год, главный из них – разработка нового закона о культуре с предварительной «процедурой широкого его обсуждения» в специально созданных рабочих группах. «Важно четко отразить особенности, специфику сферы культуры, ее всеобъемлющий характер и значимость – как миссии, как общественного блага», – сказал президент.
Среди тем, поднятых членами совета, звучала, конечно, самая острая – судьба создателей проекта «Платформа». О них говорили Александр Архангельский и Алексей Герман. Первый – о несправедливом содержании под стражей пяти человек и разрушении института поручительства. Второй взывал к человечности и просил разрешения Кириллу Серебренникову видеться с пожилыми родителями (обоим за 80, мама режиссера страдает болезнью Альцгеймера). Ровно год назад молил президента о снисхождении к Олегу Сенцову Александр Сокуров – с тех пор украинского режиссера лишь перевели в более жесткие условия. И тогда, и сейчас у президента был в целом справедливый ответ – судьбами вершит не президент, а суд. По поводу «дела «Седьмой студии» президент подчеркнул, что оно не носит политический, лишь экономический характер. То есть ничего нового не прозвучало.
Была затронута тема федеральных законов о госзакупках (Александр Калягин), но этот вопрос поднимался и месяц назад на культурном форуме в Санкт-Петербурге, президент поручил усовершенствовать законодательство.
Евгений Миронов подробно говорил о присуждениях званий заслуженного и народного артиста, подчеркивая, что при нынешней системе квот мало кто из сотрудников театров, особенно региональных, дослужится до этого титула. Поддержал коллегу и Валерий Гергиев, который привел конкретный пример – пришел отказ по присуждению звания прима-балерине Мариинского театра Виктории Терешкиной.
Пианист Денис Мацуев поднял две темы. Одна из них касалась строительства новых современных концертных залов в провинции. Проблема действительно насущная – в большинстве городов даже при наличии филармонии залы рассчитаны на 400–500 слушателей, в таких камерных условиях не может полноценно выступить ни одни оркестр. Условно, Гергиев со своим коллективом туда приехать не сможет, да и пригласить его тоже невозможно, так как никакие гастроли невозможно окупить даже наполовину, если продано 400 билетов. Другая тема – возрождение фортепианного Конкурса им. Рахманинова, некогда сильного, но потерявшего престиж.
Александр Сокуров говорил о губительной централизации кинематографа: «У нас есть кинематограф, которым полностью распоряжается московская часть кинематографического сообщества, иногда только деятели кинематографа Петербурга». Режиссер предложил создавать локальные продюсерские центры для продвижения кинематографистов.