Фото kremlin.ru
К визиту президента в Калининградскую область 1 сентября было приурочено сразу несколько событий, имеющих отношение к подрастающему поколению. Главным из них на прошедшей неделе стало стартовое заседание наблюдательного совета Общероссийского движения детей и молодежи (ОДДМ). Оно представляет собой некий гибрид аналогов советских организаций пионеров и комсомольцев, куда сразу же добавлены соответствующие управляющие структуры наподобие прежних профильных отделов ЦК ВЛКСМ и КПСС. Сейчас в стране проходит массовая кампания по выбору красивого названия для этой структуры, которую в соответствии со специальным законом де-факто возглавляет лично Владимир Путин.
В своем выступлении на заседании он не раз повторил, что, хотя ОДДМ предполагается распространить по России максимально широко – до самого малого поселения в самых далеких краях, нельзя принуждать детей и молодежь вступать туда поголовно. Никакой «обязаловки» или каких-то «рекомендаций» со стороны взрослых быть не должно, заявил президент. Однако из его же слов следовало, что к самим взрослым это не относится. Так что надстройка вполне себе совершеннолетних управленцев ОДДМ будет сформирована в обычном бюрократическом порядке и стиле.
И из отчетов участников заседания наблюдательного совета ОДДМ это было вполне понятно. Достаточно хотя бы того, что кураторами движения в регионах обязательно становятся их главы. Это как раз нормально: пионерия и комсомолия тоже были как бы добровольными. На самом же деле государство целенаправленно распространяло их на всех детей и явочным порядком, и даже на уровне правового регулирования. Скажем, для ряда вузов рекомендация комсомольской организации школы была одним из официальных документов при поступлении. Понятно, что и путинская реинкарнация этой части советского наследия пойдет по тому же пути, если, конечно, не станет лишь профанацией либо вовсе имитацией.
Калининградская поездка президента на минувшей неделе вообще связала собой сразу несколько событий. Например, участие власти в траурных церемониях по поводу кончины последнего – и одновременно первого президента СССР Михаила Горбачева. Путину устроили индивидуальное с ним прощание перед самым отлетом из-за загруженности графика. Впрочем, сам такой факт уже заставил средства госпропаганды аврально перестраиваться. И если первоначально в адрес Горбачева там зазвучали нелицеприятные ноты, то в итоге все свелось к объективным констатациям. Дескать, отношение к покойному у разных людей может различаться, но все равно эпоха конца 80-х – это неотъемлемая часть российской истории.
При этом именно в Калининграде президент завершил предвыборную перекличку с губернаторами, которые в этом году ищут поддержки граждан. Правда, в беседе с главой региона Антоном Алихановым электоральные мотивы не появились даже в виде намека с его стороны – мол, готов к дальнейшей работе. Впрочем, говорить что-то вроде того Алиханову за неделю до 11 сентября было бы уже поздновато, но, с другой стороны, данное сугубо отчетное мероприятие опять в полной мере показало, что избирательные процессы Путина не интересуют даже в виде формального разговора. Между тем именно на прошлой неделе состоялись прогоны систем электронного голосования, началась досрочная выдача бюллетеней, а агитационная фаза подошла к финалу, который показал, что спецоперация на территории Украины стала тем явлением, которое власти при общении с населением скорее замалчивают, чем пиарят.
На минувшей неделе российская сторона предприняла попытку получить хотя бы небольшое международное признание своих действий в соседней стране. В таком ключе можно рассматривать внимание к визиту делегации МАГАТЭ на Запорожскую АЭС. Хотя Москва не получила от этой структуры осуждающих слов, а тем более – решений по поводу артиллерийских обстрелов станции формированиями киевского режима, важен был факт приезда миссии в подконтрольную РФ зону. Судя по всему, это рассматривается в виде как бы легитимации спецоперации, пусть и лишь «атомной». Предполагалось, видимо, что тема ядерной безопасности Европейского континента хорошо пойдет в мировых СМИ.