Фото Pixabay.com
Энергетика оставалась главным полем противостояния России с западным союзом на завершившейся неделе. Министры финансов Группы G7 согласовали в пятницу, 2 сентября, план введения потолка цен на российскую нефть, о котором западные лидеры принципиально договорились еще в июне. Основа плана – это ограничение цен на нефть из РФ диапазоном 40–60 долл. в обмен на легальную транспортировку и страховку. Вице-премьер Александр Новак объявил в четверг, что РФ просто откажется продавать свою нефть по нерыночным ценам.
Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что лимитирование цен на нефть ускорит деградацию российской экономики и снизит инфляцию в Соединенных Штатах. Ограничение цен она назвала одним из самых мощных инструментов, которые есть в распоряжении американской администрации, для «борьбы с инфляцией, защиты рабочих и предпринимателей в США и по всему миру от будущих ценовых всплесков».
Успех американского плана давления на Россию зависит от согласия участвовать в ограничении цен Китая и Индии, а также европейских государств. «Лидеры G7 согласились ограничить цены на нефть, но без поддержки со стороны государств – членов ЕС это будет непросто, давайте будем предельно ясны, это займет время», – заявил в пятницу министр финансов Франции Брюно Ле Мэр. «Нам нужно объяснить всем 27 государствам-членам, что, если мы хотим придерживаться политики санкций, необходимо ограничить цены на нефть», – утверждает министр финансов Франции. По его словам, необходим широкий консенсус по ограничению российских доходов от энергоносителей, и ограничение должно поддерживаться не только странами, входящими в G7, чтобы это рассматривалось не как «инициатива Запада против России», а как «глобальная инициатива против украинского конфликта».
В свою очередь, европейские чиновники собираются ввести предельные цены на покупку российского газа. Так, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала ограничить цену на российский газ. Хотя и признала, что будет трудно добиться участия разных стран в этом ценовом газовом соглашении. Кроме того, глава Еврокомиссии признала риски полной остановки российских газовых поставок в Европу.
Министр экономики и финансов Франции уже поддержал идею ограничения цен на российский газ. «Мы за принцип «потолка» цены на газ», – заявил Ле Мэр в субботу. «Но, чтобы ограничение цены на газ оказалось эффективным, нужны его совместные закупки», – уточнил французский министр. Ранее глава нефтегазовой компании Royal Dutch Shell Бен ван Берден уже предупреждал, что европейские страны могут столкнуться с нехваткой газа в течение нескольких зим из-за сокращения поставок из России.
Европейские страны отчитываются о накоплении значительных газовых запасов накануне начала зимнего периода. Газовые хранилища в ЕС уже были заполнены к концу прошлой недели почти на 80%. А власти заявили о заполнении своих газовых хранилищ на 85%, несмотря на остановку газопровода «Северный поток – 1». По новым законодательным требованиям. операторы немецких газохранилищ должны заполнить их к октябрю на 85%, а к ноябрю – на 95%.
В России в прошлый понедельник состоялось заседание президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, где чиновники назвали важные показатели масштаба антироссийских санкций. В РФ есть существенные проблемы из-за потери доли незаменимого (критического) импорта, а также общего сокращения ввоза товаров в страну. Импорт в РФ в настоящее время составляет 65–70% от уровня предыдущего года, при этом критический импорт сократился на 11–12%, сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. «Импорт – ключевой вопрос, так как ограничение импорта является одним из инструментов, рычагов всей логики санкционного воздействия на нашу страну», – признал чиновник. По его словам, «на пике мы имели падение импорта примерно в два раза».
При этом Белоусов отметил, что потребительский импорт «практически восстановился, что является несколько неожиданным для многих результатом». Ключевую роль здесь сыграло разрешение параллельного импорта. Снижение потребительского импорта в части важнейших товаров чиновник оценивает в 3–5%.
В части импорта инвестиционных товаров спад гораздо сильнее и составляет около 17–20%. Спад промежуточного импорта, включая сырье для химической продукции, лесной продукции, для целого ряда отраслей, составляет около 10%, сообщил Белоусов. При этом он не объяснил, за счет чего получается общее падение импорта на 35%, если падение по основным названным им компонентам импорта значительно меньше.
Несырьевой неэнергетический экспорт из РФ в 2022 году сократится примерно на 17% из-за закрытия рынка Европы, сообщил Белоусов. Снижение инвестиций в целом за 2022 год может не превысить 2%, в 2023 году составит около 1%, считает первый вице-премьер. «Мы считали, что спад в инвестициях будет очень большой. И во втором квартале давались оценки, если вы помните, 20% инвестиционного спада. Так вот, я должен сказать, что, похоже, ничего этого не произошло», – сообщил Белоусов. По его словам, многие предприятия стремятся завершить инвестиционные программы. «Тем не менее ситуация остается достаточно сложной и в связи с ограничением импорта инвестиционного оборудования, и в связи с другими санкционными ограничениями. Мы ожидаем, что спад в инвестициях все-таки будет, хотя более умеренный, чем мы планировали и предполагали раньше. Из этого вытекает, что инвестиционная повестка и разогрев инвестиций по всем направлениям, включая жилищное строительство, дороги, Федеральную адресную инвестиционную программу, и особенно это касается частных инвестиций, является сейчас ключевой», – подчеркнул он.