На XIX заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». 27 октября 2022 года Московская область. Фото kremlin.ru
На прошедшей неделе президент РФ опять выступил на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». Эту речь официальный Кремль сразу анонсировал как историческую – дескать, ее будут не раз читать и еще долго перечитывать. Выступление Владимира Путина действительно не обошлось без серьезных экскурсов в историю, с помощью которой он обычно подкрепляет и легитимизирует настоящее либо, наоборот, его отвергает и разоблачает.
Например, в рассуждениях о корнях российско-украинских отношений и сегодняшнего конфликта он углубился до IX века. А потом вернулся обратно к нам через XIV и XV века, события XVI века как раз в зоне сегодняшней спецоперации. Затем президент, наконец, дошел и до решений по поводу границ Украины в первой половине веков прошлого и текущего. Общемировой историей и ее отражением в современности Путин тоже в достаточной мере хорошо владеет, во всяком случае, о генезисе западной цивилизации он рассуждает весьма основательно. В этом контексте даже становится странным все время слышать, что президент РФ еще может питать надежды на возможность неких геополитических договоренностей с участием этого Запада.
А лейтмотивом валдайской речи Путина как раз и стала однозначная констатация: тектонические сдвиги уже происходят, так что всем надо это понять и вместе активно выстраивать «мир многополярья» разных цивилизаций вместо нынешнего однополярного и либерального. В таком глобальном контексте спецоперация России на территории Украины, конечно, выглядит эпизодом – или, как выразился президент, неизбежностью в процессе защиты Донбасса. Получается, что из всех первоначальных целей спецоперации он теперь оставил лишь эту одну. Видимо, она сочтена наиболее понятной для народов обеих стран. Однако именно в этом деле успехи спецоперации выглядят как минимальные.
Зато спецоперация сильно влияет на ситуацию внутри России, например в социально-экономической, политической и правовой сферах, что особенно показательно. К примеру, на минувшей неделе президент провел совещание с только что сформированным Координационным советом по обеспечению Вооруженных сил, который возглавил премьер Михаил Мишустин. Путин отошел от традиции публично не критиковать свою команду за нерасторопность – он упрекнул этот орган за то, что им в течение целой недели так до конца и не были выработаны целевые показатели предстоящей работы. Финансовые последствия спецоперации, очевидно, становятся фактором, который все труднее просчитать. Недаром с помпой принятый на прошлой неделе Госдумой федеральный бюджет на 2023 год критиковала за отрыв от реальности та оппозиция, которая поддерживает Кремль по поводу спецоперации.
Что же касается изменений российского законодательства в ее контексте, то на прошедшей неделе стало ясно, что это событие отразится во всем. Скажем, отдельным аспектом выглядит интеграция только что присоединенных к России бывших украинских регионов. Оказалось, хотя вроде бы крымский опыт еще не должен забыться, что какую из отраслей права ни возьми, тут же возникают проблемы, которые надо решать введением исключений для новых субъектов РФ. Появление такой категории, как мобилизованные на спецоперацию граждане, уже сформировало отдельную ветвь законодательства, реализацию которого пока можно представить себе только гипотетически. И конечно, продолжают множиться инициативы, связанные с желанием власти проводить консолидацию общества как можно быстрее, а значит – в основном репрессивного свойства. Часть такого рода инициатив типа объявления иноагентами уехавших из России за последние восемь месяцев пока официально вроде бы отвергается.