Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе избирательная кампания вышла на прямую дорогу к трехдневному голосованию, которое впервые применяется на выборах президента РФ и сразу показало свою результативность. Вторая технологическая особенность нынешнего электорального мероприятия – это дистанционное электронное голосование (ДЭГ), проводящееся в 29 субъектах РФ, включая Москву. Президент России Владимир Путин свой выбор как избиратель сделал как раз с использованием обеих новаций.
Глава государства проголосовал с рабочего компьютера – и, видимо, надо полагать так, что с помощью столичной платформы ДЭГ. Сообщение о волеизъявлении президента появилось на сайте Кремля в 19.10 15 марта. А это значит, что совершенно верно поступили те высокопоставленные руководители страны, которые поспешили прийти на участки или активировать свои аккаунты именно в течение первой части трехдневного голосования. Потому что достигнутый высокий уровень даже первоначальной явки, видимо, можно будет считать результатом и их личных усилий.
Что же касается самой минувшей недели, то она для главного кандидата стала ударной с агитационной точки зрения, хотя формально это было текущее исполнение государственных обязанностей. Президент повстречался и с начальником «Роскосмоса», и с главой Республики Саха, а также приветствовал победителей конкурса «Лидеры России» и побеседовал с ними. Это был уже пятый выпуск проекта, общее количество участников которого превысило миллион человек. И это, очевидно, один из наиболее привлекающих внимание Путина проектов, связанный с созданием как бы его персонального кадрового резерва. В этот раз обширные разговоры он провел не только с молодыми бизнесменами или управленцами, но и с военнослужащими, которые участвуют в «Лидерах России». И президент в очередной раз напомнил о самом новом кадровом лифте под названием «Время героев», который опять придумал он сам.
Об участниках спецоперации Путин сказал и в своем обращении к гражданам РФ перед стартом трехдневного голосования – дескать, они делают свой выбор в настоящих боевых условиях и служат примером для всех. На прошлой неделе тему президентских выборов как еще одного фронта России против внешнего противника поднимали не раз самые разные государственные чиновники и всевозможные политики. Совершенно четко видит свою задачу в качестве боевой и председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Именно об этом она в основном и говорила, открывая Информационный центр ЦИК, который в эти дни собирает и представляет информацию пока лишь о явке россиян на избирательные участки.
Между тем сам главный кандидат собственную агитационную работу завершил на прошедшей неделе даже раньше, чем было разрешено. Это было сделано через большое интервью телеведущему Дмитрию Киселеву. Руководитель одного из ключевых государственных медиахолдингов задал президенту с виду даже более острые вопросы, чем это сделал не так давно, к примеру, американский журналист Такер Карлсон. Однако эта острота по большому счету была достигнута благодаря использованию той боевитой лексики, которая скорее привычна для патриотических Telegram-каналов, чем для серьезного разговора с главой государства.
Впрочем, и сам Путин охотно применял и жесткие просторечия, и образы, которые напоминали сетевые мемы. Но главным ударным тезисом этого интервью, без сомнения, стало заявление о том, что Россия, видимо, не будет задействовать в нынешнем внешнеполитическом противоборстве стратегические силы. Потому что другая его сторона скорее всего не решится доходить до последних пределов. Что же касается использования тактического ядерного оружия в ходе спецоперации, то Путин прямо-таки насмешливо опроверг все разговоры на Западе на данный счет.
На минувшей неделе, кстати, разгорелась, но быстро сошла на нет история с якобы безжалостной борьбой тройки партийных кандидатов в президенты за второе после Путина место. С одной стороны, это произошло потому, что наступил период запрета публикаций соцопросов и прогнозов, а с другой – потому что стало ясно, что различие в результатах будет совсем малозначимым. Тем не менее, пока было можно, все ведущие социологические службы опубликовали свое видение картинки вечера 17 марта. При этом у всех уровень явки был даже для президентских выборов нетрадиционно высокий, как и процент фаворита. А вот Николай Харитонов, Леонид Слуцкий и Владислав Даванков соревновались исключительно в пределах статистической погрешности.