Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе действующий президент победил на своих пятых выборах на должность главы государства. Уже в ночь после последнего дня голосования стало понятно, что Владимир Путин побил все собственные предыдущие рекорды. В его поддержку высказались более 76 млн избирателей. Это составляет более двух третей от общего числа граждан, обладающих активным избирательным правом. Как бы конкуренты президента, потому что назвать их соперниками вряд ли возможно, а точнее даже – соучастники выборов удовлетворились минимальными процентами.
По итоговому протоколу, который был утвержден на заседании Центризбиркома 21 марта, Путин официально получил 87,3%, Николай Харитонов (КПРФ) – 4,3%, Владислав Даванков («Новые люди») – 3,9%, Леонид Слуцкий (ЛДПР) – 3,2%. Однако если перевести эти условные доли в конкретные голоса, то по сравнению с результатом победителя они выглядят еще более жалкими. Партийные кандидаты собрали за себя бюллетени в количестве соответственно 3,8 млн, 3,4 млн и 2,8 млн. И хотя все политструктуры, их выдвинувшие, все-таки получат из государственного бюджета разовую выплату в размере 152 руб. за один голос, электоральные итоги президентской кампании оказались более или менее приличными разве что для «Новых людей». С помощью Даванкова эта партия хотя бы не уступила позиций по сравнению с выборами Госдумы-2021.
Поэтому уже в самом начале минувшей недели президент не только принимал поздравления от зарубежных коллег, но и предпринимал усилия по умиротворению партийной сферы. Например, на встрече с тройкой парламентских кандидатов он сразу объявил: «Мы в то же самое время понимаем, и считаю, что электоральная база каждой партии на самом деле не изменилась. Есть своеобразие текущего момента, и это отражается, отразилось на выборах президента как главы государства и Верховного главнокомандующего. Но электоральная база примерно как была, на мой взгляд, так и сохраняется». В ответ на это Харитонов, Даванков и Слуцкий не просто признали победу Путина, что они уже заранее сделали еще до встречи с ним, но и объяснили свое понимание ее причин, значения и последствий.
На прошлой неделе президент не раз поднимал в разных аудиториях данный специфический вопрос: обозначают ли реально мизерные результаты его конкурентов ситуацию, что и их партии тоже мало что значат, либо все-таки не означают это? Путин косвенно затронул эту тему как на встрече с собственными доверенными лицами, так и в ходе разговора с лидерами парламентских политструктур. Но тоже в общем плане – мол, из программ других кандидатов можно взять в работу наиболее существенные тезисы. Впрочем, данное мероприятие оказалось более важным в том смысле, что оно продемонстрировало состояние лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который в своем выступлении, похоже, перепутал настоящее с прошлым. Он раскритиковал Кремль за действия, потворствующие появлению несистемных сил. Однако осталось непонятным до конца, имел ли в виду главный коммунист ситуацию десятилетней давности с Алексеем Навальным (признан в РФ террористом и экстремистом) или уже нынешние игры политадминистраторов с пацифистами Екатериной Дунцовой, Борисом Надеждиным, а то и самим Даванковым.
Но уже на минувшей неделе стало заметно, что президентская кампания скоротечно уходит в историю в связи с политическими необходимостями и целесообразностями. Скажем, коммунисты за публичную атаку на администрацию президента перед глазами главы государства сразу получили медийный ответ. Его можно свести к одной мысли – данная партия, мол, явно нуждается в перезагрузке. Левые в противовес стали распространять мысль о том, что именно голоса за Харитонова следовало бы приплюсовать к результату Путина.
Президент на прошедшей неделе, выступив с обращением к гражданам по итогам выборов, несколько снизил гарантированность своих кандидатских обещаний. «Сделаем все, чтобы масштабные национальные проекты и программы, о которых недавно подробно говорил в Послании, были реализованы», – сказал он. И это немного контрастировало с уверенным тоном Послания. В ходе расширенной коллегии ФСБ, на которых Путин традиционно выступает с оценкой сделанного и напутствием на предстоящую работу, президент вернулся к более важной для него тематике – борьбе с внешними враждебными действиями против России и пособниками Запада внутри страны. А потом президентские выборы и вовсе почти полностью деактуализировались в связи с терактом в «Крокус Сити Холле» и общероссийским трауром 24 марта.