Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе у президента РФ прошло множество публичных мероприятий, на которых он и подтверждал решения, принятые в ходе избирательной кампании, и высказывался по актуальным событиям в стране и мире. Например, продолжились выходы Владимира Путина на коллегии силовых ведомств. После ФСБ и Генпрокуратуры очередь дошла до МВД, которое было названо одним из главных ответственных за реализацию предвыборной программы президента. «От того, насколько эффективно вы работаете, в значительной степени зависит внутреннее состояние нашего общества – чрезвычайно важная вещь», – пояснил Путин.
Вопреки экспертным ожиданиям он не стал перераспределять полномочия между госорганами по миграционной политике, она, похоже, остается в ведении МВД. Путин, признав, что еще есть недоработки, в принципе дал хорошую оценку деятельности правоохранителей. Это, конечно, означает укрепление позиций их нынешнего руководства в преддверии кадровых рокировок после инаугурации 7 мая. При этом вопрос о борьбе с оргпреступностью, которую Путин открыто привязывает в том числе и к зарубежным спецслужбам, уже обсудил Совбез РФ после доклада министра внутренних дел Владимира Колокольцева.
Второй вид публичных мероприятий президента – это встречи с губернаторами, которым в этом году предстоят или переизбрания, или замены. На минувшей неделе в Кремле побывал врио главы Вологодской области Георгий Филимонов, а по видеосвязи с Путиным поговорили руководители Сахалинской области и Забайкальского края Валерий Лимаренко и Александр Осипов. Вологодский губернатор точно знал, что идет на выборы, а потому о них он с президентом не говорил, да и у того как раз больший интерес вызвало предложение о круглогодично действующей вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. Этого, по словам Филимонова, одного из «мест силы «русского мира».
Двое других сакральный вопрос к главе государства сформулировали по-разному. Сахалинский Лимаренко прямо попросил «благословения» – и фактически его получил, потому что не для себя работает, а для России. Забайкальский Осипов, затронув «деликатный вопрос», сослался на людей и общественность, которые его спрашивают: «Ну что, ты сам как?» Губернатор по поводу выборов обратился к президенту так: «И конечно, я хотел бы сделать побольше добрых дел, как можно больше в добрых делах поддержать всех». Он тоже получил пожелание успехов, которые последуют в случае работы для народа.
Также традиционная обязанность президента – это ходить на форумы общественных организаций. На прошлой неделе был XII съезд Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Глава государства высоко оценил роль данной структуры в поддержании социального мира, но поставил перед ней и ряд задач, вытекающих из его Послания парламенту. Бессменный лидер ФНПР Михаил Шмаков развил тему о значении профсоюзов, под конец применив метафору: мол, у страны, как у каждого корабля, для остойчивости при бурях и штормах должны быть системы стабилизации, а ими как раз ФНПР и выступает. Правда, в былые времена этими системами считался обычный балласт в трюме, но Шмаков такой ассоциации избежал. Стенограмма на сайте Кремля на этом изложение слов Шмакова завершает, хотя тот продолжил перефразированной строфой из стиха Сергея Есенина от 1924 года. Она заканчивалась словами «Хвала и слава рулевому!» – после чего съезд встал и аплодировал так долго, что тоже вставшему Путину пришлось применить известный успокаивающий жест, который часто демонстрировал Сталин. Это когда двумя руками показываешь, что пора перестать хлопать и надо садиться. По виду было сложно понять, нравится ли президенту ситуация или раздражает.
Между тем в ряде своих выступлений на прошедшей неделе Путин, конечно, упоминал теракт 22 марта в «Крокусе», расследование которого только расширяется. С одной стороны, арестованы очередные соучастники, а с другой – звучит все больше заявлений о посредниках и заказчиках. Фактически все силовые ведомства подчеркивают, что украинский след уже совершенно отчетливый, а логика, дескать, диктует, что имеется и связь киевского режима с западными покровителями. Государственные СМИ эту связку прослеживают еще более откровенно, однако у их фраз, например об «украинском подполье», теперь, кажется, появляется и противоположное значение. Если в первом случае речь идет об агентуре внутри РФ, то во втором – о неких пророссийских подпольщиках на территории Украины, которые как минимум отслеживают эффекты от ударов по ее военной инфраструктуре. А может быть, даже и способствуют таковым. В политическом же смысле госпропаганда, видимо, готовится к ситуации после 20 мая – когда истечет срок полномочий действующего президента Украины и можно будет раскручивать тему нелегитимности тамошней власти.