Мир в прошедший уикенд вздохнул с облегчением, получив от Пхеньяна едва уловимый "месседж" о готовности к обсуждению корейской проблемы не обязательно "в каком-то определенном формате диалога". Из чего наблюдатели уяснили, что режим Ким Чен Ира - напуганный американскими военными успехами в Ираке - отказался или готов отказаться от своего неизменного ультимативного требования решать все вопросы только в ходе прямых переговоров с Вашингтоном.
Cубботний северокорейский сигнал - прозвучавший в виде краткого заявления представителя МИД КНДР - получил вчера положительную оценку в Сеуле. Представитель южнокорейского правительства назвал сдвиг в позиции КНДР "позитивным шагом", но тут же заметил, что нужно еще подождать конкретных шагов.
Дело в том, что Пхеньян, сделав новое заявление, поставил перед Бушем следующее условие: пересмотреть свою политику в отношении Пхеньяна. Конкретно под таким "пересмотром" обычно подразумевается заключение некого пакта о ненападении между США и КНДР и разблокирование американцами программ экономической помощи в рамках проекта КЕДО и по линии международных организаций.
Сигнал Пхеньяна хоть и был с интересом встречен в Вашингтоне, тем не менее вовсе не обязательно, что американцы сейчас на гребне победной иракской эйфории пойдут на ожидаемую степень "пересмотра" своей северокорейской политики. Скорее всего горячие головы в администрации Буша рассудят так: запуганный Ким Чен Ир может еще более "прогнуться", если продолжать на него давить.
Как считают эксперты, американская военная акция в Ираке лишний раз убедила Пхеньян в том, что только максимальная степень вооруженности (притом желательно ядерным оружием) и боеготовности способна спасти страну от такого же коллапса, что случился с режимом Саддама Хусейна.
Все последние месяцы американцы самые большие надежды возлагали на китайское давление на Ким Чен Ира. И оно, судя по всему, оказало свое воздействие. К "подковерному" давлению Пекина определенно присоединилась и Москва, дав на днях понять Пхеньяну, что, если тот будет разрабатывать ядерное оружие, Москва перестанет блокировать в ООН принятие санкций против КНДР. Ключевой в плане согласования единой позиции заинтересованных стран, как полагают эксперты, может стать начинающаяся 11 мая зарубежная поездка президента Южной Кореи Ро Му Хена. Он посетит США, а затем Китай, Россию и Японию.
Пока же ситуация может в любой момент вновь накалиться. США рассматривают различные меры давления на Пхеньян, среди которых экономические санкции и морская блокада, которая, как полагают американские военные эксперты, позволит подорвать главный канал поступлений валюты для Пхеньяна - экспорт тактических ракет в страны Среднего и Ближнего Востока. В Южной Корее с беспокойством следят за телодвижениями Вашингтона, некоторые деятели либерального толка указывают, что американцы уже приняли принципиальное решение о нанесении удара по следующей стране из "оси зла" и что конфликт в принципе может начаться в любой момент. Как крайне настораживающий момент расценивают наблюдатели в Сеуле поступившую информацию о том, что американцы строят планы передислокации 37 тысяч своих солдат с баз, расположенных в приграничной с КНДР полосе, в глубь Южной Кореи, где они были бы менее уязвимы для ударов северокорейских тактических ракет.