Некоторые западные СМИ утверждали, что Китай создал потемкинские деревни на время Олимпиады. Фото Reuters
ЦК Компартии и правительство КНР дали официальную оценку итогам Игр. Они принесли стране славу, было завоевано больше медалей, чем за всю историю участия Китая в зимних состязаниях. Западные СМИ делают упор на негативных моментах, подчеркивая, что из-за дипломатического бойкота США и их союзников в Пекин наведалось куда меньше лидеров, чем на летнюю Олимпиаду в 2008-м. Кроме того, рестрикции, которым США подвергли фирмы, сотрудничающие с Пекином, вынудили их урезать спонсорские сделки с участниками Игр. В трудностях обвинили Москву – она «отвлекает внимание» от спортивного события.
Агентство «Синьхуа» и газета South China Morning Post пишут, что Китаю удалось провести самую безопасную по сравнению с предшествующими Олимпиаду; и это несмотря на пандемию.
Да и число людей, наблюдавших в мире за спортивными схватками по ТВ и на других платформах, было невиданным.
Но освещение этого праздника спорта в западных медиа было в лучшем случае сдержанным или просто враждебным. Financial Times напоминает о характерной сценке, происшедшей в Большом зале приемов в Пекине после того, как закончилась встреча председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Аргентины Альберто Фернандесом. К Си подошел посол Аргентины и прочитал строку из китайской революционной песни: «Без Коммунистической партии не было бы нового Китая». Хозяину эрудиция посла явно понравилась. А всего Си провел более 30 контактов с автократическими правителями, членами королевских семей и другими руководителями иностранных государств на полях Олимпиады.
Среди визитеров были президент РФ Владимир Путин, саудовский крон-принц Мухаммед бин Сальман, президент Сербии Александр Вучич, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, премьер Пакистана Имран Хан. Это символизировало новый уровень положения КНР на мировой арене. Надеж Ролан, бывший старший советник Минобороны Франции, говорит, что это напоминает о временах, когда соседи Поднебесной относились к ней как к сюзерену. А Дон Мэрфи, эксперт колледжа ВВС США, полагает, что Китай приобрел много новых друзей за рубежом, особенно в развивающемся мире. Причем Имран Хан, как и другие визитеры из стран с мусульманским населением, не критикуют Пекин за репрессии против единоверцев в Синьцзяне. Ведь поступить так – значило бы навредить выгодным экономическим связям с Китаем.
В стремлении превзойти конкурентов по части негативного олимпийского нарратива отличилась CNN. Накануне состязаний китайские чиновники и государственные СМИ постоянно обвиняли США и их союзников в том, что они саботируют Олимпиаду. Но последние две недели показали, что частично затенила Олимпиаду Россия – стратегический партнер Китая, утверждает CNN. Сначала разразился скандал вокруг 15-летней российской фигуристки Камилы Валиевой. А затем зазвучали колокола тревоги в тысячах километров от Пекина – Россия стала наращивать силы около границ Украины. Западный мир ощетинился. Для государства – хозяина Игр – это значит, что внимание от них отвлечено. Неудивительно, что для домашней аудитории китайские СМИ не стали уделять много места обоим событиям.
New York Times утверждает, что Китай создал во время состязаний целую страну чудес, применяя фальшивые аккаунты и боты. Мол, Китай выстроил потемкинские деревни с помощью пропаганды. Они помогли скрыть или обелить провалы в политике и злоупотребления в области прав человека. Страна сумела распространить свою версию и для заграницы. В ход пошел набор цифровых инструментов. Например, Twitter в самом Китае запрещен. Но за пределами страны Китай продвигал через этот канал позитивные репортажи, используя олимпийский талисман – панду. В то же время для этого была создана сеть из более 3 тыс. аккаунтов, которые не были подлинными.
Более беспристрастно оценивает итог состязаний агентство Reuters. Политических протестов со стороны спортсменов не было. Тщательно запечатанный пузырь не позволил коронавирусу распространиться среди спортсменов и жителей Китая. Политика нулевой терпимости к заразе себя оправдала.
комментарии(0)