Фото Reuters
Международное сообщество призвало радикальное движение «Талибан» (запрещено в России) аннулировать недавнее решение о приостановке обучения девушек в высших учебных заведениях. Боевиков, пытающихся преодолеть глобальную изоляцию, кроме того, предупредили о последствиях запретительной инициативы для дипломатического взаимодействия. Но талибы, похоже, не намерены отступать: вытеснение женщин из общественной жизни официальные лица назвали вынужденной мерой, объяснив ее ухудшившейся экономической обстановкой.
Заявление с призывом к талибам распространили Австралия, Британия, Германия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швейцария, Япония, а также Евросоюз. «Мы поддерживаем всех афганцев в требовании соблюдать их права человека в соответствии с обязательствами Афганистана в рамках международного права, – говорится в совместном обращении. – Такими шагами «Талибан» еще больше изолирует себя от населения Афганистана и международного сообщества. Мы призываем «Талибан» незамедлительно отказаться от новых репрессивных мер, касающихся университетского образования женщин и девочек, и безотлагательно отменить принятое запретительное решение». Страны подчеркнули, что стремление «вытеснить женщин из общественной жизни будет иметь последствия» с точки зрения контактов с Кабулом.
Недавно талибы выпустили распоряжение о приостановке занятий для студенток в университетах и частных школах. Министерство высшего образования «Исламского Эмирата» (самоназвание талибского государства) направило в учебные заведения письмо, в котором проинформировало, что на основании инициативы кабинета министров занятия для девушек должны быть немедленно прекращены до соответствующего указа. Сотрудницы университетов, по сообщениям, также были отстранены от работы. Сообщается, что работа высших учебных заведений остановилась. Некоторые студенты мужского пола, по данным местных изданий, отказались выходить на занятия в знак протеста против запретов. В четверг в Кабуле сотни женщин вышли на марш протеста, также сообщило информагентство Aamaj News, отметив, что талибы арестовали пять протестовавших и трех журналистов.
В разговоре с каналом «Аль-Арабия» представители «Талибана» пояснили, что временное правительство решило ограничить пребывание девушек в высших учебных заведениях, потому что экономическое положение «Исламского Эмирата» и обстановка в сфере безопасности не соответствуют условиям, необходимым для развития образования. Талибы утверждают, что разрабатывают новые методы обучения. По их словам, это ресурсоемкий процесс, но, когда им удастся решить проблемы с безопасностью и экономикой, они обязуются возобновить женское обучение в школах и университетах. Впрочем, афганское общественное мнение эти объяснения вряд ли удовлетворят: талибы находятся у власти уже больше 16 месяцев.
«Когда дело доходит до высшего руководства Афганистана, есть некоторые сторонники жесткой линии. Кроме них, никто не выступает против женского образования», – отмечали источники газеты Wall Street Journal, комментируя значение запретов для единства «Талибана». По этим оценкам, условно умеренное крыло группировки настаивает на том, что ограничительные меры не имеют под собой твердого религиозного обоснования, вопреки тому, как это пытаются представить «ястребы». Кроме того, умеренные члены движения настаивают, что Афганистан должен сохранить хоть какие-то международные связи, в то время как стимулирование гендерного неравенства дипломатии не помогает.
Источники западных изданий особо подчеркивают тот факт, что сторонники жесткой линии оказывают огромное влияние на верховного лидера талибов – муллу Хайбатуллу Ахундзаду. Он и его ближайшее окружение, как правило, говорят последнее слово в масштабных вопросах государственного управления, в то время как умеренное крыло более ограничено в том, что касается лоббирования важных решений. После того как официальный Кабул инициировал в этом году первые ограничительные меры против школьного образования для девочек, «талиб номер один» подчеркивал необходимость преодоления внутренних разногласий в движении.
«Некоторые министры могут подумать, что они являются основными фигурами, принимающими решения, но они забывают о кандагарском руководстве», – отмечают источники Wall Street Journal, имея в виду ту группу влияния, которая сложилась вокруг верховного лидера и которая исторически сконцентрирована в одноименной южной провинции.
Многие официальные лица «Талибана», во время активной фазы гражданской войны проживавшие за рубежом, в том числе в Катаре, без препятствий отдавали своих дочерей учиться в местные университеты. После падения предыдущей президентской администрации в Кабуле в 2021 году некоторые командиры привезли дочерей в Афганистан в надежде, что им будет разрешено получать образование. Запреты привели к разочарованию и непониманию того, куда движется страна, обращают внимание эксперты. Учитывая тенденцию на поляризацию внутри радикального движения между теми, кто стремится хотя бы к частичному внедрению в Афганистане западных стандартов жизни, и теми, кто смотрит на развитие государства с изоляционистских позиций, нет сомнений, что удар по университетскому образованию углубит внутренний раскол, не говоря уже о полном банкротстве усилий кабульского руководства, направленных на возвращение международных резервов страны, замурованных в банках за рубежом.