0
5537
Газета Интернет-версия

11.09.2015 00:01:00

Велосипедист – это страшная сила

Тэги: фестиваль, кино, столица


фестиваль, кино, столица Фильм Лизы Иммордино Фриланд повествует о Пегги Гуггенхайм – основательнице знаменитого венецианского музея современного искусства. Кадр из фильма «Пегги Гуггенхайм: ни дня без искусства». 2015

Ко Дню города в московском Центре документального кино приурочили фестиваль фильмов о столицах и мегаполисах. Лондон и Тель-Авив, Рио-де-Жанейро и Нью-Йорк, Токио, Каракас, Берлин, Амстердам и, конечно, Москва – такую географию представил зрителям фестиваль «Центр».

Как город влияет на людей, а люди – на город? Тема бесконечная, благодатная. Но когда программу формируют исходя не столько из качества фильмов, сколько из их соответствия заявленной теме, получается то, что получается. По счастью, в программе нынешнего «Центра» хороших фильмов было больше, чем ординарных. Например, пока в конкурсе Венецианского кинофестиваля показывали фильм Александра Сокурова о спасении шедевров Лувра в годы Второй мировой войны («Франкофония»), в московском ЦДК представили замечательную картину о спасении амстердамского Рейксмузеума от… амстердамских велосипедистов.

«Новый Рейксмузеум» Уке Хогендайк – образчик прекрасной голландской документалистики. Фильм начали снимать, когда знаменитый Рейксмузеум закрылся на реконструкцию, то есть в 2003-м. А в финальных кадрах мы видим красочный фейерверк по случаю открытия музея, которое случилось аж через 10 лет! Собственно, досадные проволочки, доводящие музейщиков до белого каления, и являются составляющими сюжета. Думаете, долгострой – исключительно наше понятие? Посмотрите фильм Уке Хогендайк (а в зале ЦДК нашлись люди, которые пришли смотреть его по третьему разу!), и вы поймете, что есть бюрократия пострашней чиновничьей. «У меня нет времени на Рембрандта, так как я трачу его на велосипедистов!» – мрачно шутит в кадре директор Рейксмузеума. Кляузники из Союза велосипедистов (это не шутка, а реально существующее общественное объединение) блокируют перепланировку входов в музей на всех этапах общественных слушаний по проекту. Потому что при том варианте, что предлагают архитекторы, сократится до минимума велодорожка, проходящая сквозь двор музея. Директор, архитекторы, сотрудники музея бросают на активистов велосипедного сообщества недобрые взгляды, но сделать ничего не могут… Таковы издержки прикладной демократии в сердце старой Европы. 

Фильм «Новый Рейксмузеум» пронизан нежной иронией автора по отношению к чудаковатым людям – специалистам музейного дела.	Кадр из фильма «Новый Рейксмузеум». 2014
Фильм «Новый Рейксмузеум» пронизан нежной иронией автора по отношению к чудаковатым людям – специалистам музейного дела. Кадр из фильма «Новый Рейксмузеум». 2014 

«Новый Рейксмузеум» пронизан нежной иронией автора по отношению к чудаковатым людям – специалистам музейного дела. За 10 лет, что шел ремонт и снимался фильм, Уке Хогендайк, по ее собственным словам, слилась с пейзажем – сотрудники музея привыкли к ней и ее камере, перестали замечать. А она вычислила в огромном коллективе самых колоритных персонажей. Например, смотрителя-сторожа – высоченного человека, который своими огромными ручищами гвозди в доски забивает! Он гордится своей «фотографической памятью», благодаря которой его наняли на эту работу, поручили ежедневно обходить здание и смотреть, не разрастаются ли трещины. «К музею я отношусь так, как относился бы к жене», – делает он важное признание. Живет он в деревянной сторожке, ест нехитрую холостяцкую еду… А в высоких кабинетах кипят страсти! История начинается с одним директором, продолжается с другим – прежний руководитель Рейксмузеума, начавший ремонт, уходит с поста, надорвавшись в битве с велосипедистами. Второй – молодой, амбициозный менеджер – доводит дело до победного конца, но, кажется, стареет на глазах… Его правая рука, специалист по коллекции, – интеллигентного вида искусствовед – когда-то метил на его место, но теперь явно благословляет судьбу за то, что отвела такой вариант. 

Музейная тема нашла на фестивале развитие в фильме Лизы Иммордино Фриланд «Пегги Гуггенхайм: ни дня без искусства» – стандартном документальном байопике по-американски. В нем описан путь создательницы знаменитого венецианского музея современного искусства. Пегги жила в Нью-Йорке и Лондоне, в Венеции и Париже. Кстати, в 1940-м перед оккупацией Парижа Пегги обратилась в Лувр с просьбой взять на хранение только что собранную ею коллекцию картин художников-модернистов, но специалисты Лувра лишь презрительно фыркнули: не считаем нужным охранять такое! Спустя несколько десятилетий знаменитая коллекционер и владелица венецианской галереи Пегги Гуггенхайм милостиво согласилась представить в Лувре свою коллекцию. Французские искусствоведы оказались посрамлены. Кстати, французские дизайнеры-оформители Лувра кажутся малосимпатичными халтурщиками в фильме про Рейксмузеум. Именно к ним обращаются голландские музейщики за помощью в оформлении главного музея Амстердама, а те ведут себя довольно надменно, не считают возможным исправлять ошибки в своем проекте. Глава дизайн-бюро спит на совещаниях, да и вообще от него никакого толку. Французское легкомыслие и голландская обстоятельность явно недовольны друг другом – это улавливает деликатная и озорная камера Уке Хогендайк.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дели вновь пытается стать посредником по Украине

Дели вновь пытается стать посредником по Украине

Владимир Скосырев

Москва одобряет участие Индии, Китая и Бразилии в поисках мира

0
200

Белгородские чиновники и судьи действуют по плану «Русагро»?

Виктор Беляев

Появившиеся в СМИ документы проливают новый свет на попытки поглощения «Агро-Белогорья»

0
139
Антимигрантские инициативы непригодны к применению

Антимигрантские инициативы непригодны к применению

Екатерина Трифонова

Уголовная ответственность за пособничество нелегальным переселенцам уже установлена

0
342
Общая сумма штрафов иноагентов за немаркировку контента, достигла 1 млрд руб.,

Общая сумма штрафов иноагентов за немаркировку контента, достигла 1 млрд руб.,

0
204

Другие новости