Тенденция
На салоне в Ле Бурже бросалось в глаза резкое усиление внимания к учебно-тренировочным самолетам (УТС). Этому способствует несколько факторов.
Во-первых, подходит к концу срок службы техники предыдущего поколения. Франко-германский "Альфа-Джет", итальянские MB326 и МВ339, чешский Л-39, первые варианты британского "Хока" устаревают и более не могут обеспечить подготовку пилотов для истребителей пятого поколения.
Во-вторых, боевые самолеты дорожают. Использовать их двухместные варианты для приобретения и поддержания навыков пилотов не могут себе позволить даже богатые державы. Кроме того, снижение военной угрозы заставляет откладывать приобретение боевых самолетов, а летчиков в ведущих государствах принято поддерживать в боеготовом состоянии.
В третьих, ценовой фактор заставляет менее развитые страны пересматривать программы закупок авиатехники в пользу УТС, которые, как правило, могут с успехом выполнять функции легких боевых самолетов. Спрос на такие машины растет - по оценке европейского самолетостроительного гиганта EADS, он составит 2500 штук с 2005 по 2025 г. В ценовом выражении это - примерно 25-40 млрд. долл.
Будущий куш стимулирует промышленность. Именно поэтому итальянская фирма "Аэромакки" с помощью правительства организовала в феврале 2001 г. обмен нескольких десятков миллионов долларов российского долга на полный комплект конструкторской документации на Як-130. В 2003 г. "романизированный" Як-130, получивший наименование М-346, должен взлететь, но уже сейчас итальянские фирмы начинают борьбу за то, чтобы именно эта машина стала "Евротренером" - единым УТС Старого Света.
Но компания одной страны уже не может рассчитывать на победу в столь крупной программе - необходимо объединять усилия. Четвертью акций "Аэромакки" владеет крупная итальянская компания "Финмекканика", она же намерена поставить хозяина документации на М-346 под свой полный контроль. Одновременно в Ле Бурже было заявлено о создании EMAC (European Military Aircraft Company), которой на паритетных началах будут владеть "Финмекканика" и EADS.
В то же время последняя продвигает своего кандидата на роль "Евротренера". Это - сверхзвуковой "Мако". Его прототип должен совершить первый полет в 2005 г. У самолета уже есть первый заказчик - ВВС Объединенных Арабских Эмиратов. На выставке в Ле Бурже, EADS, отстающая от предприимчивых итальянцев, подписала меморандум о кооперации в создании "Мако" и сделала ставку на демонстрацию новых технологий обучения.
В действующем макете кабины "Мако" в кабине ученика отсутствовали приборы. Зато у пилота были непрозрачные очки, которые создавали иллюзию полета, но не на "Мако", а на том самолете, на котором ученику предстоит воевать. Компьютер показывал ему приборную панель "Еврофайтера" или "Рафаля", и он уверенно тыкал пальцами в пустое пространство. Датчики на его перчатках фиксировали его действия и заставляли "Мако" на них откликаться именно так, как это сделал бы боевой самолет.
Выбор между "Мако" и М-346 будет непростым, а для них обоих, как было заявлено в Ле Бурже, в Европе места нет. Отметим, что на некоторые сегменты рынка претендуют и другие машины. Среди них: новый вариант "Хока" - Мк127, испанский С-101. В борьбу за мировой рынок легких учебно-боевых самолетов включаются китайцы (FTC-2000 и К-8), итальянцы, объединившиеся с бразильцами (AMX-ATA), и даже "Боинг", прикупивший чешскую фирму "Аэро водоходы" (Л-159).
Будут участвовать в конкуренции и российские самолеты. Помимо МиГ-АТ это - Як-130, удел которого после появления М-346 - неопределенный рынок России и ее традиционных партнеров. Впрочем, яковлевцев это не смущает. Они показали во Франции новую, весьма продвинутую кабину легкого боевого самолета на базе Як-130. На заводе "Сокол" в Нижнем Новгороде строится два новых "Яка", которые должны ускорить испытания машины по программе российских ВВС.