0
1039
Газета Вооружения Интернет-версия

06.07.2001 00:00:00

Легковесы на ринге

Тэги: авиасалон, УТС, АльфаДжет


Тенденция

На салоне в Ле Бурже бросалось в глаза резкое усиление внимания к учебно-тренировочным самолетам (УТС). Этому способствует несколько факторов.

Во-первых, подходит к концу срок службы техники предыдущего поколения. Франко-германский "Альфа-Джет", итальянские MB326 и МВ339, чешский Л-39, первые варианты британского "Хока" устаревают и более не могут обеспечить подготовку пилотов для истребителей пятого поколения.

Во-вторых, боевые самолеты дорожают. Использовать их двухместные варианты для приобретения и поддержания навыков пилотов не могут себе позволить даже богатые державы. Кроме того, снижение военной угрозы заставляет откладывать приобретение боевых самолетов, а летчиков в ведущих государствах принято поддерживать в боеготовом состоянии.

В третьих, ценовой фактор заставляет менее развитые страны пересматривать программы закупок авиатехники в пользу УТС, которые, как правило, могут с успехом выполнять функции легких боевых самолетов. Спрос на такие машины растет - по оценке европейского самолетостроительного гиганта EADS, он составит 2500 штук с 2005 по 2025 г. В ценовом выражении это - примерно 25-40 млрд. долл.

Будущий куш стимулирует промышленность. Именно поэтому итальянская фирма "Аэромакки" с помощью правительства организовала в феврале 2001 г. обмен нескольких десятков миллионов долларов российского долга на полный комплект конструкторской документации на Як-130. В 2003 г. "романизированный" Як-130, получивший наименование М-346, должен взлететь, но уже сейчас итальянские фирмы начинают борьбу за то, чтобы именно эта машина стала "Евротренером" - единым УТС Старого Света.

Но компания одной страны уже не может рассчитывать на победу в столь крупной программе - необходимо объединять усилия. Четвертью акций "Аэромакки" владеет крупная итальянская компания "Финмекканика", она же намерена поставить хозяина документации на М-346 под свой полный контроль. Одновременно в Ле Бурже было заявлено о создании EMAC (European Military Aircraft Company), которой на паритетных началах будут владеть "Финмекканика" и EADS.

В то же время последняя продвигает своего кандидата на роль "Евротренера". Это - сверхзвуковой "Мако". Его прототип должен совершить первый полет в 2005 г. У самолета уже есть первый заказчик - ВВС Объединенных Арабских Эмиратов. На выставке в Ле Бурже, EADS, отстающая от предприимчивых итальянцев, подписала меморандум о кооперации в создании "Мако" и сделала ставку на демонстрацию новых технологий обучения.

В действующем макете кабины "Мако" в кабине ученика отсутствовали приборы. Зато у пилота были непрозрачные очки, которые создавали иллюзию полета, но не на "Мако", а на том самолете, на котором ученику предстоит воевать. Компьютер показывал ему приборную панель "Еврофайтера" или "Рафаля", и он уверенно тыкал пальцами в пустое пространство. Датчики на его перчатках фиксировали его действия и заставляли "Мако" на них откликаться именно так, как это сделал бы боевой самолет.

Выбор между "Мако" и М-346 будет непростым, а для них обоих, как было заявлено в Ле Бурже, в Европе места нет. Отметим, что на некоторые сегменты рынка претендуют и другие машины. Среди них: новый вариант "Хока" - Мк127, испанский С-101. В борьбу за мировой рынок легких учебно-боевых самолетов включаются китайцы (FTC-2000 и К-8), итальянцы, объединившиеся с бразильцами (AMX-ATA), и даже "Боинг", прикупивший чешскую фирму "Аэро водоходы" (Л-159).

Будут участвовать в конкуренции и российские самолеты. Помимо МиГ-АТ это - Як-130, удел которого после появления М-346 - неопределенный рынок России и ее традиционных партнеров. Впрочем, яковлевцев это не смущает. Они показали во Франции новую, весьма продвинутую кабину легкого боевого самолета на базе Як-130. На заводе "Сокол" в Нижнем Новгороде строится два новых "Яка", которые должны ускорить испытания машины по программе российских ВВС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1724
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2688
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2041
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2035

Другие новости