0
1452
Газета Вооружения Интернет-версия

20.09.2002 00:00:00

Воздушный парад над Геленджиком

Тэги: Геленджик, Гидроавиасалон


Мониторинг

СО 2 ПО 8 сентября в г. Геленджик (Краснодарский край) прошла четвертая международная выставка "Гидроавиасалон-2002". Характерными чертами этого единственного в мире специализированного форума по гидроавиации всегда была высокая информативность на фоне относительной компактности. Техника, предназначенная для действий на стыке трех стихий - воздуха, моря и земли, - на других выставках теряется среди более эффектных экспонатов. В Геленджике фирмы зачастую показывают то, что на более крупных салонах не может быть выставлено по субъективным причинам, таким, как пристрастия московских чиновников или интересы мощных финансово-экономических группировок. Да и сама обстановка бархатного сезона на Черном море создает уникальную атмосферу, стимулирующую военных и представителей промышленности к общению между собой и с прессой.

Отметим еще одну особенность выставки. На большинстве сухопутных салонов в последнее время усилены меры безопасности, что не могло не сказаться на зрелищности показательных полетов. В Геленджике выступления гидроавиации, а также пилотажных групп "Стрижи" и "Русские витязи" проходили над бухтой. Это дало возможность продемонстрировать эффектный индивидуальный и особенно групповой пилотаж, включая сброс воды с противопожарных самолетов, не поставив под угрозу жизни зрителей.

В выставке приняли участие свыше 140 фирм и организаций из России и еще семи стран мира (Белоруссия, Германия, Малайзия, Молдавия, Нидерланды, Украина и Чехия). Львиную долю представленного составляли российские и украинские экспонаты. Натурная экспозиция салона включала порядка 40 летательных аппаратов.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

По традиции Геленджик - лучшее место, где можно понять состояние и перспективы развития морской авиации России, особенно патрульной и противолодочной авиации. За два года, прошедших после предыдущего гидроавиасалона, радикальных изменений в этой сфере не произошло. Хотя формально действует решение о том, что перспективным самолетом ПЛО средней и океанской зоны должен стать Ту-204П, реально эта программа, если судить по открытым материалам (точнее, по их отсутствию), находится в замороженном состоянии.

В то же время продолжаются работы по перспективному бортовому поисково-прицельному комплексу машины такого назначения (экспортное наименование "Морской змей", для своих ВС - "Новелла"). По словам первого заместителя генерального конструктора входящего в холдинг "Ленинец" НИИ системотехники Валентина Чагина, оснащенный новой аппаратурой самолет ПЛО Ил-38 уже прошел первый этап испытаний. Ожидается, что они будут завершены в 2003 г. Машина в дополнение к радиогидроакустическим буям, магнитометру и РЛС получила новое оборудование: тепловизор отечественной разработки и систему радиотехнической разведки (последняя установлена над фюзеляжем в носовой части, что изменило внешний облик самолета).

"Морской змей" будет установлен на пяти самолетах Ил-38, которые эксплуатируются индийскими ВМС. Контракт на их модернизацию в течение трех лет был подписан "Рособоронэкспортом" в 2001 г. Первый индийский Ил-38 прибыл в Россию для доработок в конце марта 2002 г.

По словам разработчиков, российский вариант будет отличаться от экспортного незначительно. Как говорят представители ВМФ, облик нового комплекса их в принципе устраивает, однако они бы хотели, чтобы "Ленинец" работал над ним более активно и целеустремленно. Беспокоит руководство морской авиации и то, что за "Новеллу" нужно платить больше, чем за самолет.

Расчеты специалистов АК имени Ильюшина (разработчики самолета) показывают, что срок эксплуатации модернизированных Ил-38 будет продлен примерно на 15 лет. По словам руководителя фирмы Виктора Ливанова, модернизация самолетов Ил-38 предусмотрена госпрограммой вооружений до 2010 г. Западные справочники указывают, что ВМФ РФ имеют на вооружении 26 таких машин.

Как считают эксперты НИИ системотехники, вторым носителем "Морского змея" ("Новеллы") мог бы стать Ту-142. Значительно большая масса этого самолета позволяет увеличить число рабочих мест операторов, количество радиогидроакустических буев, а также арсенал оружия. В ВМФ России, по западным данным, насчитывается десять Ту-142, в индийских ВМС - восемь.

Продление на 10-15 лет ресурса модернизированных Ил-38 и Ту-142 позволит несколько по-иному ставить и решать проблему перспективного патрульного и противолодочного авиационного комплекса для ВМФ России. Тем более что в рамках общемировой тенденции подобные машины теряют чисто противолодочную ориентацию, становятся более универсальными. В частности, на них возлагаются задачи разведки (причем не только над морями и океанами) и борьбы с надводными кораблями. Эксперты ВМФ отмечают, что в ходе операции в Югославии в 1999 г. патрульные "Орионы" решили 60-65% всех разведывательных задач, возложенных на авиацию США.

О конкретных планах работы над перспективным патрульным/противолодочным самолетом представители ВМФ предпочитают не говорить. Вместе с тем и они, и эксперты по вооружению из ВВС в качестве приоритетов называют межвидовую унификацию авиапарка. Если учесть, что Военно-воздушные силы уже заявили, что продолжать финансировать программу Ан-70 они не в силах, то можно предположить, что два вида ВС попытаются взять на вооружение транспортный самолет Ту-330. В этом случае логичным исходом станет создание нового патрульного самолета на базе этой машины. Начальник штаба авиации ВМФ генерал-лейтенант Николай Новиков в беседе с корреспондентом "НВО" назвал такое решение правильным, однако подчеркнул, что рассматриваются предложения АК имени Ильюшина и ТАНТК имени Бериева.

При сохраняющейся неопределенности по большому патрульному самолету наземного базирования стало ясно, что ВМФ из-за острого дефицита финансирования не будут заказывать противолодочные амфибии. Генерал Новиков заявил, что А-42 нужен флоту лишь в качестве спасателя. Еще меньше шансов попасть на вооружение ВМФ в качестве противолодочной машины имеет Бе-200. В то же время "Ленинец" прорабатывает размещение "Морского змея" на А-40 вместо комплекса "Сова", объясняя это интересом потенциального зарубежного заказчика. Кроме того, по словам представителей НИИ системотехники, рассматривается возможность установки усеченных вариантов "Морского змея" на небольших многоцелевых самолетах, например, на Су-80 и даже на амфибиях Бе-103.

Однако пока наибольшее продвижение достигнуто на вертолетном направлении. "Ленинец" вместе с фирмой "Камов" ведут работу над проектом модернизации вертолета Ка-27, который должен получить минимальный комплект семейства "Морской змей" с одним рабочим местом оператора. Вертолетный вариант комплекса предполагает включение в него РЛС "Стриж" 3СД, которая демонстрировалась в Геленджике. Однако у нее есть конкурент - локатор "Копье-А", который на гидроавиасалоне показывала фирма "Фазатрон".

По мнению специалистов "Ленинца", серьезное продвижение на пути оснащения комплексом "Морской змей" самолета Су-32ФН ("оморяченный" вариант Су-27ИБ рекламировался на ряде выставок конца 1990 гг.) вряд ли возможно. Это объясняется тем, что подобная машина плохо приспособлена для длительных полетов на малых высотах, что практически исключает возможность использования магнитометра и тепловизора.

Завершая тему патрульных и противолодочных самолетов, отметим одну важную особенность этого сегмента рынка вооружений. Китай, активно наращивающий свою военно-морскую мощь, имеет очень мало (не более 10) самолетов такого назначения. Можно предположить, что рано или поздно Пекин сделает попытку усилить свою противолодочную авиацию. Этому, в частности, будет способствовать наращивание числа подводных лодок в ВМС Тайваня (переговоры о закупке новых субмарин Тайбэй сейчас ведет с ФРГ). Если перевооружение морской авиации Китая начнется, у российских предприятий откроются новые перспективы. В условиях, когда наличие экспортных контрактов фактически предопределяет возможность создания того или иного комплекса для российских ВС, появление нового крупного заказчика может внести существенные коррективы в техническую политику флота.

ГРАЖДАНСКАЯ ГИДРОАВИАЦИЯ

В гражданском секторе морской авиации главным экспонатом в Геленджике стал самолет-амфибия Бе-200ЧС. Опытный экземпляр Бе-200 уже демонстрировался на двух прошлых гидроавиасалонах, однако серийную машину этого типа посетители выставки увидели впервые.

Гидросамолеты в пожароопасных странах признаны самым эффективным средством борьбы с огнем в лесах. По оценке экспертов, угроза природных пожаров постоянно возрастает на фоне потепления климата на планете. Многие регионы нашей страны уже давно ощущают опасность лесных пожаров. В этом году такая угроза со всей очевидностью проявилась в Москве.

Отечественными учеными эта угроза была осознана давно. В свое время ГосНИИ гражданской авиации провел исследование, из которого следовало, что 55-60 современных противопожарных самолетов смогут полностью решить проблему борьбы с огнем в лесах России. Именно тогда появилось техническое задание на самолет-амфибию Бе-200. После образования МЧС аналитики предложили создать на его базе многоцелевой самолет, способный выполнять функцию и пожарного, и спасателя. Используя концепцию мобильной чрезвычайной авиации, с наиболее опасными пожарами в России смогут справиться не более 15 Бе-200. Учитывая недостаток средств, Министерство заказало лишь 7 таких машин, которые будут построены до 2005 г.

Первый Бе-200ЧС в настоящее время проходит испытания. Планируется, что машина сможет пройти сертификацию в начале 2003 г. и будет сдана авиационным подразделениям МЧС в середине 2003 г. До конца 2005 г. заказчику будут поставлены все 7 амфибий. Они поступят на вооружение морских спасательных центров МЧС, формирование которых уже началось на Черном море и в Калининградской области.

Как сообщают создатели Бе-200, к машине проявляют все больший интерес зарубежные покупатели. Существуют проекты даже организации серийного выпуска пассажирского варианта Бе-200 на Западе.

Среди новинок выставки в Геленджике - построенный в Комсомольске-на-Амуре 6-местный самолет амфибия СА-20П. От своего прародителя - Бе-103 - машина отличается отечественным двигателем, что делает ее более доступной для российских покупателей. Первый полет новой амфибии намечен на октябрь 2002 г.

БОМБОЙ ПО ОГНЮ

Среди противопожарных экспонатов гидроавиасалона был один совершенно необычный. Это - разработанное предприятием "Базальт" авиационное средство пожаротушения АСП-500. Оно создано на базе объемно-детонирующей (в печати ее иногда называют вакуумной) бомбы ОДАБ-500.

АСП-500 представляет собой пластиковый цилиндрический бак со стабилизатором в кормовой части и контактным взрывателем (одновременно выполняющим роль аэродинамической насадки) - в носовой. Внутри нового боеприпаса - цилиндрический заряд взрывчатого вещества, который при подрыве распыляет в очаге пожара воду и создает гасящую огонь ударную волну.

Пластиковый корпус обеспечивает отсутствие осколков, создающихся лишь за счет двух металлических обручей с системой подвески под самолет. Разработчики утверждают, что зона поражения осколками будет не больше, чем зона тушения. Осколки боевой бомбы калибром 500 кг могут убить человека на расстоянии нескольких сот метров.

Разработчики утверждают, что АСП-500 тушит и локализует лесные пожары на площади до 1000 кв. м. От существующих систем авиационного пожаротушения бомбу отличает способность более точно наносить удар по очагу пожара, что особенно важно при борьбе с техногенными авариями. Кроме того, при некоторых особо мощных пожарах имеет место так называемый огневой шторм, который формирует сильный восходящий поток горячего воздуха. Он резко осложняет использование противопожарных самолетов и вертолетов, а иногда испаряет сброшенную ими воду еще в воздухе.

Среди проблем, осложняющих использование АСП-500, - необходимость оснащения носителей бомбардировочными прицелами. Это ограничивает применение боеприпаса с транспортных самолетов, которые могут брать на борт до нескольких десятков АСП-500. Привлечение к тушению пожаров основных носителей ОДАБ-500 - фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 ВВС РФ - не всегда возможно по техническим, финансовым и иным понятным причинам.

АСП-500 - инициативная разработка. Программа находится на стадии ОКР, первые испытания проведены в начале 2002 г. Создатели бомбы уверены, что спрос на нее будет и в России, и за рубежом. Цена одного боеприпаса составит не менее 1000 долл., однако, по словам разработчиков, тушение некоторых пожаров с помощью АСП-500 будет существенно дешевле, чем традиционными средствами.

О других, не связанных с морской тематикой новинках авиасалона, "НВО" планирует рассказать в следующих выпусках.

Геленджик-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
1163
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
958
Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Михаил Сергеев

Минфин надеется закрыть бюджетную дыру за счет самых богатых

0
1658
Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

0
697

Другие новости