0
1062
Газета Вооружения Интернет-версия

21.11.2003 00:00:00

Экономия и цена авиационных катастроф

Александр Щербаков

Об авторе: Александр Александрович Щербаков - заслуженный летчик испытатель, кандидат технических наук, Герой Советского Союза.

Тэги: самолеты, испытания, аварии, взаимосвязь


ПРОЦЕСС создания современных самолетов предполагает необходимый цикл работ: проектирование в ОКБ, с непременным лабораторным обеспечением; продувки моделей и натурные в аэродинамических трубах ЦАГИ. Там же происходят испытания статической прочности, когда планер самолета на специальной установке подвергают разрушающей нагрузке. Затем создание первого летного экземпляра и летные испытания. Летные испытания - термин неточный. Это не только тестирование на определение его проектных данных, это часть процесса его создания.

Второй экземпляр самолета, как правило, отличается от первого. В его конструкцию вносятся изменения по результатам летных испытаний первого экземпляра. Испытания продолжаются до тех пор, пока самолет не обретет качества надежного летательного аппарата. После этого самолет поступает на испытания заказчику и проходит только тестирование на соответствие заявленных проектных данных. На все это тратятся тысячи и тысячи человеко-часов труда, огромное количество всех видов энергии и высококачественных материалов. Результатом таких затрат должен стать самолет как товар. Он принесет доход от его эксплуатации, если это пассажирский самолет, или станет фактором безопасности страны, если это самолет военный. А что будет, если опытный самолет потерпит аварию или катастрофу?

Если авария или катастрофа произошла в конце летных испытаний и самолет уже показал свою пригодность, то испытания продолжаются на втором экземпляре. Это потеря темпа и потери материальные, но все же самолет будет создан и себя окупит. Если же самолет потерян в самом начале испытаний, то возможны сомнения в дальнейшем его производстве. Это уже утраты невосполнимые.

Пример - судьба самолета Ан-70. В настоящее время на самом высоком уровне ведутся переговоры об участии России в создании этого военно-транспортного самолета. Диалог сопровождается полемикой в СМИ. А ничего этого не потребовалось бы, если бы Ан-70 не потерпел катастрофу в своем четвертом полете 10 января 1995 г. Самолет был бы уже сертифицирован и принят на вооружение.

А катастрофа приключилась совершенно нелепая и ничем не оправданная. Ан-70 разбился из-за столкновения с самолетом сопровождения. Первые полеты опытных машин иногда выполняются с самолетами сопровождения. Он должен находиться около объекта наблюдения, осматривать его со всех сторон, но при этом сохранять безопасную дистанцию, ни на секунду не терять зрительного контакта и ни в чем не препятствовать его маневрам. Для выполнения этих функций нужна маневренная машина с хорошим обзором из кабины пилота. Это или истребитель, или учебно-тренировочный самолет. Однако для сопровождения был использован транспортный Ан-72. Он не обладает необходимой для целей сопровождения маневренностью, и, главное, на пассажирских и транспортных самолетах пилот имеет обзор в ограниченных секторах как по вертикали, так и по горизонтали. Эти самолеты не предназначены для групповых полетов и полетов строем. Обеспечить непрерывный зрительный контакт с объектом наблюдения командиру Ан-72 в сопроводительном полете было очень сложно. Первые полеты опытных самолетов должны происходить в благоприятных метеоусловиях с горизонтальной видимостью не менее 10 км. Только использование не соответствующего заданию сопровождения самолета в несоответствующих метеоусловиях могло стать причиной столкновения. И еще, вероятно, сыграли роль недостаточно согласованные действия экипажей.

Как повлияла катастрофа на сроки создания самолета, говорить не приходится. ОКБ им. Антонова, проявив незаурядную энергию и распорядительность, сумело в сжатые сроки создать второй летный экземпляр и продолжить летные испытания. Однако 27 января 2001 г. снова авария. На взлете отказывают два двигателя из четырех. Такого еще не бывало, и это говорит о том, что двигатели были недоиспытаны и неготовы к постановке на опытный самолет.

Опытные двигатели, прежде чем их поставят на опытный самолет, проходят летные испытания на летающей лаборатории. На четырехдвигательном самолете на место одного из штатных двигателей монтируют опытный с системой регистрации многих его параметров. В полете его испытывают на всех режимах работы, но как только произойдет какой-либо сбой, его останавливают, полет завершается на трех штатных двигателях, а на земле, анализируя запись приборов, определяют причину неисправности и устраняют ее. После испытаний на летающей лаборатории такие же опытные двигатели устанавливают на самолет, но используют их с целым рядом ограничений, а параллельно продолжают испытания на летающей лаборатории. Чем раньше начнутся упреждающие испытания на летающей лаборатории, тем надежнее они будут работать на опытном самолете. Создание и эксплуатация летающих лабораторий - прерогатива ЛИИ им. М. Громова. Проходил испытания на летающей лаборатории и двигатель самолета Ан-70. Но он был с нее снят до окончания испытаний по требованию ОКБ им. Антонова. Двигатель понадобился для испытаний второго экземпляра Ан-70.

Не берусь утверждать, какая непосредственная связь была между причиной аварии 27 января 2001 г. и невыполненными полетами на летающей лаборатории, но таковая была. Дело в том, что отказ одного двигателя на Ан-70 произошел из-за отказа в системе управления двигателем, а цель невыполненных полетов в ЛИИ как раз заключалась в отработке отказа безопасности этой системы. Руководство фирмы Антонова хотело ускорить испытание самолета и сэкономить средства на участии в испытаниях ЛИИ. Такую позицию можно понять, но нельзя оправдать аварию, в результате которой вместо самолета XXI века имеем переговоры и полемику в СМИ. Изо всех этапов создания самолета летные испытания являются наиболее рискованными и потому должны происходить под строгим контролем и в соответствии с принятыми методическими указаниями.

В создании методики летных испытаний как науки важную роль сыграл ЛИИ им. М. Громова. Институт на основании многолетнего опыта разработал нормативные документы, предусматривающие необходимый объем и последовательность испытательных полетов и их упреждающее наземное лабораторное обеспечение. Однако в последнее время эти документы и рекомендации ЛИИ систематически не выполняются, хотя и не по злому умыслу, а по соображениям финансовым. По этим же причинам ОКБ не могут привлекать ЛИИ к испытаниям опытных образцов в прежнем объеме, и это не может не сказаться на безопасности и сроках создания новой техники. Если переговоры об участии России в создании Ан-70 окажутся безрезультатными, то материальные потери Украины будут во много раз больше, чем выгоды от сомнительной экономии на сокращении испытаний и на организационных расходах.

Не слишком ли строго автор оценивает погрешности летных испытаний Ан-70? Дело в том, что, кроме 34 лет работы летчиком-испытателем, я еще 25 лет был председателем методического совета ЛИИ. Назначение этого совета - контроль за ходом летных испытаний, за соблюдением утвержденных методик и, главное, за обеспечением безопасности летных испытаний. Поэтому мне становятся заметными всякие недоработки в методике и организации летных испытаний. Судьба Ан-70, к сожалению, тому пример не единственный. Недавно потерпел катастрофу опытный российский самолет из-за того, что ради ускорения проведения его летных испытаний были пропущены необходимые упреждающие исследования.

Одним из необходимых мероприятий исключения неоправданных потерь в летных испытаниях считаю восстановление статуса ЛИИ им. М. Громова как лидера и законодателя летных испытаний. Для этого прежде всего необходимо повысить ЛИИ бюджетное финансирование. Некоторые руководящие инстанции, ссылаясь на установление рыночных отношений, предлагают руководству ЛИИ самим изыскивать для себя финансовые средства.

В технически развитых странах при наличии рыночных отношений учреждения, аналогичные ЛИИ, находятся полностью на государственном финансировании. Так, летно-испытательный центр ВМФ США имеет бюджет 20 000 000 000 (лишних нулей нет) долларов. Цифру бюджета ЛИИ приводить не буду, дабы не вызвать у читателя чувства национальной неполноценности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2270
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2785
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3214

Другие новости