Президент РФ 16 июля 1997 г. подписал Указ # 725 "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры".
Указом президента определено: "До 1 января 1999 года: преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид Вооруженных сил Российской Федерации - Военно-воздушные силы..."
Это положение указа выполнено в установленный срок. Этим самым решена важнейшая проблема военного строительства России: переход ее ВС от пятивидовой - самой затратной и единственной в мире - к четырехвидовой оргструктуре (РВСН, СВ, ВВС, ВМФ), а в 2001 г. - к трехвидовой (СВ, ВВС, ВМФ). Была проделана титаническая работа, особенно Генштабом ВС России по созданию преобразованных ВВС - нового вида ВС России - без ломки оргструктур подразделений, частей и соединений бывших ВВС и ВПВО.
Преобразованные ВВС России успешно функционируют. Это убедительно подтверждается опытом оперативной подготовки ВС РФ; опытом крупных учений ВС РФ (например, "Запад-99"). Согласно Военной доктрине РФ одними из основных принципов обеспечения военной безопасности России являются: достаточность сил и средств вооруженной борьбы в соответствующих физических сферах ее ведения и централизованное управление ими.
Эти принципы четко определены в "Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года" в таком содержании: "Осуществить преобразование структуры Вооруженных сил Российской Федерации на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух-космос, море". Физические сферы вооруженной борьбы всесторонне взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вызывает потребность в каждой физической сфере иметь (планировать) силы и средства различных видов ВС (родов войск) с определением для каждой сферы сил (средств) преимущественного для нее вида ВС (рода войск).
В "Основах..." (равно как и в "Военной доктрине РФ") заложен принцип размещения в каждой сфере вооруженной борьбы сил и средств разных видов ВС с возложением ответственности за выполнение боевых задач в определенной сфере на конкретный вид ВС. Например, за поиск и уничтожение ракетных ПЛ противника в назначенном районе океана несет ответственность Главкомат ВМФ.
Все приведенное убедительное свидетельство того, что утверждение И.Ерохина - автора книги "Задачи военной реформы и путь ее завершения" - о том, что в "Основах..." и "Военной доктрине РФ" заложен совершенно не соответствующий характеру и сути вооруженной борьбы принцип "Один вид ВС в каждой сфере вооруженной борьбы", не соответствует действительности; содержанию указанных официальных документов.
Определенные Указом президента РФ # 725 и "Основами..." направления строительства (модернизации) Вооруженных сил России вызывают несогласие у ряда представителей бывшего вида ВС России - ВПВО. Так, например, известный военачальник генерал-полковник В.Хюпенен предложил, чтобы в результате преобразования двух видов ВС (ВВС и ВПВО) в один - новый вид ВС назывался не ВВС, а ВВС и ПВО. Предложение В.Хюпенена реализовано в наименовании новых оперативных объединений - А ВВС и ПВО.
В книге "Зигзаги военной реформы и путь ее завершения" (Предложения специалиста реформаторам) ее автор профессор И.Ерохин излагает свои предложения реформаторам. На стр. 8 книги он возвещает свое кредо: "В предложенном материале главными являются предложения, как правильно делать или поступать".
Приведем дословно его предложения из области "как правильно делать или поступать" реформаторам:
1. "Объединение ВВС и Войск ПВО... бессмысленно" (с. 75).
2. "Ударная авиация (дальняя авиация, фронтовые бомбардировщики и штурмовики) не способна вести никакую ни самостоятельную, ни совместную борьбу в воздухе, и воздушная сфера борьбы вообще не для нее. борьбу в воздушном (воздушно-космическом) пространстве... при любом развитии ВВС способна вести и отвечать за это пространство только ПВО (ВКО).
Ударные ВВС способны... лишь участвовать в ведении военных действий с воздуха по наземным и морским объектам, но еще раз повторим: не в собственных операциях вида ВС (их не существует), а во фронтовых и в флотских операциях..." (с. 74)
Специалист категорически отрицает возможность проведения ВВС воздушных операций. И это вопреки опыту ВОВ, опыту оперативной подготовки преобразованных ВВС РФ в современных условиях.
Подчеркнем еще одно обстоятельство. На стр. 35 И.Ерохин обвиняет реформаторов в произволе в терминологии. А на стр. 74 он лишь в одном абзаце своей книги употребляет, два термина: "ударная авиация" и "ударные ВВС". В оргструктурах отечественных ВВС, официальных документах имеет место один термин - Военно-воздушные силы.
3. "...Реализацию альтернативной оргструктуры ВС МО РФ, заявляет специалист, - надо начать с отмены самого нелепого и опасного решения о ликвидации путем слияния в общий не одного... а двух, причем наиболее важных в современных условиях самостоятельных видов ВС - Войск ПВО и ВВС..." (с. 245), т.е. Ерохин призывает отменить Указ президента РФ # 725 как самый нелепый. По Ерохину президент РФ, издав Указ # 725 от 16.07.97, ликвидировал два вида ВС России: и ВПВО, и ВВС. Трудно дать имя собственное такому нелепому утверждению Специалиста.
4. "Беда нынешней России в том, что пресловутое "господство в воздухе"┘ реликтовым ВВС эпохи наземных войн ХХ века┘ не завоевать" (с. 92).
5. В результате безграничного волюнтаризма и низкого уровня военной грамотности реформаторов загнаны в тупик все практические оргструктурные мероприятия в ВС, но особенно мероприятия по ВКО.
Таковы предложения специалиста реформаторам, чтобы они, осуществляя военную реформу, все "правильно делали и поступали".
Их содержание определяет главную направленность материалов специалиста, которую представляется возможным сформулировать так: реформаторам присуща военная неграмотность. Этот "приговор" Специалиста мы относим и к МО, и к Генштабу, и к членам Совета обороны - эти органы прежде всего изучали и одобрили и "Военную доктрину РФ", и "Основы┘".
По утверждению специалиста Дальняя авиация (ДА), как часть ударной авиации (с. 74), способна лишь участвовать в ведении военных действий, поражая с воздуха наземные и морские объекты в ходе фронтовых и флотских операций. Такая участь, по Ерохину, ожидает ДА - средство ВГК, главную ударную силу ВВС. Только в этом, как в зеркале, видится наяву "высота" уровня военных знаний специалиста.
На с. 83-84 материалов Ерохина утверждается, что и для ударной авиации, и ударных ВВС России задача поражения базирования, а значит, и в целом борьба с современным воздушным противником вообще перестала быть задачей. Потрясающе, но факт: современный воздушный противник - не объект борьбы нынешних преобразованных ВВС России! Они остались, по Ерохину, только как средство наземной борьбы и только на поле боя. На с. 92 он, как уже отмечалось, указывает реформаторам на пресловутое "господство в воздухе".
И.Ерохин, приклеивая к понятию "господство в воздухе" прилагательное "пресловутое", этим самым выражает очевидное презрение к нему, забывая при этом важное положение Военной доктрины РФ о том, что одной из характерных черт начального периода современной крупномасштабной войны является "завоевание (удержание) господства в воздухе". Это очевидно и в современных условиях - подтверждено двумя войнами в Персидском заливе.
Следует напомнить И.Ерохину и его единомышленникам, что еще в очень далеком 1919 году в молодой советской России вышел в свет первый проект "Наставления по применению авиации на войне". Эпиграф к "Наставлению" гласил: "В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе".
На завершающем этапе подготовки контрнаступления под Сталинградом Верховный Главнокомандующий ВС СССР Сталин направил Маршалу Советского Союза Жукову документ, одним из центральных положений которого явилось то, что "опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе" (М.Н. Кожевников. "Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." - Москва, 1978). Такое значение придавал Верховный Главнокомандующий ВС СССР господству в воздухе.
Ерохин предлагает упразднить преобразованные ВВС как вид ВС РФ, разделив их на части и включив: фронтовые истребители (не фронтовую ИА!) в Сухопутные фронты системы ВКО страны; фронтовую авиацию (выходит без ФИА) и армейскую авиацию тоже в Сухопутные фронты, но оперативно-тактических Сухопутных сил. Дальнюю авиацию - в состав стратегических ударных сил (см. схему 16 работы Ерохина). Военно-транспортную авиацию, средство ВГК, ликвидировать.
Такую новую оргструктуру отечественных ВВС мог предложить человек, считающий себя специалистом и возвещающий об этом всем на титульном листе своего труда, но имеющий самый низкий уровень знаний в области военной авиации.
Преобразование двух видов ВС России - ВВС и ВПВО - в вид ВС - Военно-воздушные силы не означает ликвидацию Войск ПВО. Это изменение оргструктуры ВС направлено на усиление концентрации сил (средств) вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере в интересах повышения эффективности отражения ВКН агрессора, прежде всего в обычной крупномасштабной (региональной) войне. При этом в оргструктуру преобразованных ВВС включены соединения, части, подразделения ВПВО без принципиальных изменений их оргструктур.
Изучение, обобщение опыта войн ХХ столетия дают основания сформулировать ряд уроков войны, всесторонний и критический учет которых - неотъемлемое условие для совершенствования современных ВВС в обозримом будущем. К ним относятся:
Кто владеет господством в воздухе, тот владеет инициативой и успехом в ведении военных действий на суше и на море.
Господство в воздухе - важнейшая составная часть вооруженной борьбы в целом в условиях применения обычных средств поражения.
Господство в воздухе завоевывается силами и средствами всех видов ВС при решающей роли ВВС.
Жесточайшая борьба за господство в воздухе начинается с первых минут войны, прежде всего ударами по важным аэродромам и пунктам управления в ходе проведения воздушной операции.
На с. 194-256 Ерохин предлагает новую оргструктуру ВС России и мероприятия по ее реализации. Он рекомендует создать новые виды ВС (с. 244): Стратегические Воздушно-космические оборонительные силы (ВКОС) страны; Стратегические и оперативно-тактические авиационно-ракетные ударные силы (АРУС); Оперативно-тактические Сухопутные силы (СС); Оперативно-тактические Военно-морские силы (ВМС), а также четыре стратегических командования.
Если согласиться с автором такой оргструктуры ВС РФ, то следует громадный опыт строительства отечественных ВС "опрокинуть" и начинать все заново, не имея для этого ни сил, ни средств.
В предлагаемой оргструктуре ВС РФ нет места виду ВС - ВВС. Боевой состав нынешних ВВС разрушается на части, которые распределяются по четырем Главным командованиям. В итоге нынешние ВВС ликвидируются. В этом И.Ерохин видит путь завершения военной реформы России. Заключая, следует сказать: будет верно, если предложения Специалиста реформаторам - "как правильно делать или поступать" - не принимать во внимание.