0
2210
Газета Вооружения Интернет-версия

01.02.2008 00:00:00

Ответственный за "дырявый кафтан" найден

Тэги: генералитет, опк, поповкин


В последнее время российский генералитет обрушился с серьезной критикой в адрес руководителей отечественной оборонной промышленности. Неделю назад, к примеру, провел пресс-конференцию командующий Космическими войсками России генерал-полковник Владимир Поповкин. Встреча с журналистами была посвящена многим вопросам, связанным с работой противоракетного щита страны. Военачальник говорил о причинах денонсации соглашения с Украиной, регламентирующего использование ее станций предупреждения о ракетном нападении; о перспективах использования других аналогичных станций за рубежами РФ; о своем отношении к решению Вашингтона развернуть в отдельных странах Восточной Европы третий позиционный район стратегической ПРО США.

НЕОЧЕВИДНАЯ, НО ОСТРАЯ КРИТИКА

Впрочем, это были далеко не первые заявления Владимира Поповника по этим вопросам. Но главное, о чем командующий публично сказал впервые, это то, что он «недоволен качеством продукции предприятий промышленности, поставляемой по гособоронзаказу».

«Качество техники, которая сегодня производится предприятиями Роскосмоса, очень сильно тревожит, – сказал генерал. – Практически по каждому предприятию могу назвать серию случаев, которые говорят о невысокой надежности продукции». По словам командующего, в отрасли назрела необходимость серьезных реформ. Количество предприятий в ракетно-космической промышленности осталось тем же, что и во времена Советского Союза, заметил Поповкин, но при этом финансирование отрасли уменьшилось в десятки раз. «В этих условиях необходимо сосредоточить усилия на конкретных участках работы и думать о том, как производить изменения».

Второй «ахиллесовой пятой» ракетно-космической промышленности, сказал генерал, остается плохая элементная база. Он объяснил, что часть элементной базы для продукции военного назначения приходится покупать за рубежом, но и при этом качество ее оставляет желать лучшего.

Возникают угрозы отказов. А это в такой чувствительной отрасли обороны, как воздушно-космическая, особенно тревожно.

Владимир Поповкин не назвал тех людей или ту персону, которую он считает ответственной за то, что в этой отрасли не произошло никаких положительных сдвигов. Но этого и не требуется. Любым специалистам понятно, что ответственность за ситуацию в ракетно-космической промышленности несет не только глава Роскосмоса генерал-полковник в отставке Анатолий Перминов, но и первый вице-премьер Сергей Иванов. Он уже более двух лет возглавляет Военно-промышленную комиссию при правительстве России, но, как свидетельствуют многие факты, а также неочевидные упреки в его адрес со стороны высокопоставленных военных, не добился в отрасли решительных изменений к лучшему. Интересно при этом, что еще пару месяцев назад, когда бывший министр обороны считался одним из кандидатов в преемники нынешнего президента, критики в адрес оборонной промышленности и ее руководителей из генеральских уст не раздавалось. Теперь, когда итоги выборов главы государства стали очевидны, крайний в провалах гособоронзаказа, видимо, будет быстро найден.

Причем с неочевидной, но все более острой критикой в адрес руководителя Военно-промышленной комиссии уже выступил не только командующий Космическими войсками. О недостатках с перевооружением армии говорили на недавней конференции Академии военных наук и другие генералы. В частности, на дыры в воздушно-космической обороне сетовал главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин (его выступление напечатано в «НВО» № 2 за нынешний год). «Недостаток сил, выполняющих задачи воздушно-космической обороны, значительное количество важнейших объектов, обуславливающих стратегическую устойчивость обороны государства и требующих прикрытия силами ПВО, – заявил главком. – Низкие темпы перевооружения войск на перспективные авиационные комплексы и системы ПВО и обусловленные этим недостаточные возможности по защите суверенитета страны в воздушном пространстве только усугубляют создавшееся положение. Нынешнее состояние элементов системы ВКО оценивается как критическое».

Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, а ныне вице-президент Академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов в разговоре с «НВО» дополнил главнокомандующего ВВС. Он назвал системы СПРН, ПРО и ПВО России дырявым кафтаном. «Они перестали быть системой. А имеют лишь отдельные элементы, – сказал Ивашев, – которые на общую картину практически не влияют».

ЕСТЬ ЗА ЧТО СПРОСИТЬ

Критически оценивают многие специалисты и саму ситуацию в оборонно-промышленном комплексе. Там до сих пор не проведена реструктуризация собственности, не созданы интегрированные структуры, не проведена оптимизация производства. Из запланированных на конец 2007 года 37 интегрированных структур полностью сформированы только 16. Но что особенно тревожно, не произошел перелом в модернизации производства, в обновлении технологического парка предприятий и самих технологий производства современных вооружений, не созданы стимулы для привлечения в оборонную промышленность талантливой молодежи – не только выпускников вузов, но и вчерашних школьников. Более того, еще два года назад молодые люди, работавшие полный рабочий день на выпуске военной продукции отдельных предприятий, чей список публиковался в печати, могли рассчитывать на отсрочку от военной службы. Однако теперь с внесением поправок в закон о воинской обязанности и военной службе они таких отсрочек лишены, что, безусловно, не способствует их закреплению кадров на столь сложном производстве, как оборонка, где специалистом высокого класса можно стать только в течение 10–15 лет.

Теперь, когда руководители оборонных предприятий почувствовали, что их пожилые мастера могут остаться без надежной смены, раздаются голоса о возвращении этой отсрочки. И спрашивается, где были руководители военного ведомства и оборонно-промышленного комплекса, когда обсуждалась ее отмена? Как для выпускников технических колледжей, так и технических институтов, где нет военной кафедры.

Естественно, что данный вопрос можно поставить и перед Сергеем Ивановым. Не только как перед руководителем Военно-промышленной комиссии, но и как перед бывшим министром обороны, руководившем военным ведомством целых семь лет, при котором эта отсрочка и была отменена.

Бросается в глаза, что груз ответственности на плечи Сергея Иванова его бывшие подчиненные, и не только они, уже возлагают достаточно большой. Может быть, и для того, чтобы объяснить электорату, почему ему предлагают избрать в качестве преемника нынешнего президента совсем не ту политическую фигуру, которая все эти годы не сходила с экранов телевизоров, а другую. Аргументов для этого к марту будет еще больше.

У некоторых экспертов есть мнение, что критика в адрес бывшего министра обороны, а ныне первого вице-премьера не только инициатива самих генералов. Кто-то, видимо, из кремлевской администрации дал им такую отмашку или просто намекнул на желательность подобной «атаки». Тем более тогда, когда возникла неприятная ситуация с системой ГЛОНАСС и с подарком президенту фактически неработающего навигатора. Ответственность за проблемы с этой системой, несмотря на критику в адрес Роскосмоса, Сергей Иванов тоже наверняка должен взять и на себя.

Нельзя исключить, что проблемы реального повышения обороноспособности страны и боевой готовности армии и флота, как и проблемы оборонно-промышленного комплекса, получили публичную огласку в последнее время отнюдь не случайно. Может быть, и для принятия каких-то организационных решений. Не обязательно – к самим выборам главы государства, но после них – вероятно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1994
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2985
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2362
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2365

Другие новости