0
3119
Газета Вооружения Интернет-версия

30.07.2010 00:00:00

SSJ-100 и МС-21: еще не выпускаются, но уже продаются

Дмитрий Литовкин

Об авторе: Дмитрий Викторович Литовкин - военный обозреватель газеты "Известия", специально для "НВО".

Тэги: фарнборо, авиасалон, авиация


фарнборо, авиасалон, авиация «Фарнборо-2010» был представительным и успешным для России.
Фото Reuters

Миллиардные контракты, десятки поставляемых на экспорт самолетов. Таков итог работы крупнейшего аэрокосмического салона «Фарнборо-2010» в пригороде Лондона для российских производителей авиационной техники. Этот салон считается Меккой для всех производителей авиационной и космической техники, поскольку именно здесь определяется будущее отрасли на многие годы вперед. Говорят, что экспонироваться на «Фарнборо» – значит показать всему миру не только, кто ты есть, но и что ты реально можешь.

Только на этом салоне можно увидеть все самое перспективное, что смогли изобрести конструкторы авиационной техники за прошедшие с момента прошлой выставки два года. Именно по этой причине можно считать знаковым факт, что впервые за весь постсоветский период страна смогла предложить иностранным покупателям не только боевые, но и вполне конкурентоспособные гражданские самолеты.

КРИЗИС САЛОНУ НИПОЧЕМ

Несколько лет назад американцы выбрали «Фарнборо» стартовой площадкой для первой мировой премьеры истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Нынешний салон в «Фарнборо» стал первым местом, куда впервые перелетел через Атлантику «самолет мечты» – детище корпорации «Боингов» – Boeing 787 Dreamliner. Рядом с ним стоит еще одна новинка – европейский Airbus A380. Последние годы «Фарнборо» – это еще и арена ожесточенного противостояния двух мировых авиагигантов: американского «Боинг» и европейского «Эйрбас». Пассажирские и военные самолеты обеих компаний полностью занимают собой не только летное поле аэродрома, но и небо над ним.

Boeing позиционирует свою машину как самую технологичную – одна треть создана из сверхлегких композитных материалов, еще треть – из российского титана (контракт на сумму более 1 млрд. долл. был подписан в 2007 году). На Урале работает совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing по производству титановых деталей для «лайнера мечты». Airbus говорит о самом вместительном лайнере всех времен и народов – за раз A380 перевозит на двух палубах до 800 пассажиров.

В споре гигантов Россия стоит в стороне. Два года назад компания «Сухой» привезла сюда макет салона своего нового пассажирского авиалайнера Sukhoi SuperJet-100. А в этом году «Сухой» участвует в летной программе аэрошоу со своим лайнером. В шале, казалось бы, российской компании SuperJet International неожиданно обнаруживаешь: здесь никто не говорит по-русски. Языки общения – от английского до итальянского. Оказывается, маркетингом нашего перспективного авиалайнера на мировом рынке занимается совместное предприятие «Сухого» и итальянской Alenia Aeronautica. Итальянцы работают с размахом. Под их ответственностью – рынок сбыта и технического сопровождения нашего перспективного авиалайнера Sukhoi SuperJet в Америке и Европе.

– Возрос ли интерес к самолету после того, как «Сухой» стал показывать «Суперджет» на авиасалонах? – спрашиваю директора по коммуникациям SuperJet International Джакомо Перфетто.

– О, конечно! – с итальянским темпераментом отвечает он. – Клиенты должны видеть, что покупают. В России очень хорошая инженерная и дизайнерская школа. Super Jet просто красивый самолет. В аэрокосмическом бизнесе это очень важно.

На выставке Super Jet позиционируют как самый экологичный пассажирский самолет. Не случайно шале SuperJet International выполнено в бело-зеленых цветах. В качестве подарка гостям и партнерам здесь вручают «офисный газон» – маленькую коробочку, внутри которой картинка с изображением нашего лайнера и пакетик с семенами травы (их можно высадить в этой же коробочке). Такой вот оригинальный способ продвижения «товара» на мировые рынки.

Насколько эффективным оказался маркетинговый ход? Sukhoi SuperJet-100 во вторник получил заказ сразу на 30 самолетов в базовой комплектации. «Гражданские самолеты Сухого» подписали твердый контракт с Kartika Airlines (Индонезия) на сумму 951 млн. долл. Поставка самолетов запланирована на период 2012–2015 годов. Всего же в рамках «Фарнборо», как заявил глава компании «Сухой-МиГ» Михаил Погосян, на лайнер есть 130 твердых заказов.

Впрочем, в этот раз все внимание приковано не только к нему. Россия пытается удивить авиационный мир масштабной презентацией одного из самых амбициозных проектов последнего времени – пассажирским среднемагистральным авиалайнером МС-21. Этот проект призван бросить вызов Airbus и Boeing с их А320 и Boeing 737. Впервые в отечественной практике самолет будет делаться полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. По данным маркетинговых исследований, наибольший объем перевозок в России приходится как раз на маршруты малой и средней дальности – до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок в стране. За эту «долю», собственно, и собираются побороться российские конструкторы. Поэтому подход к презентации авиалайнера на «Фарнборо» – сродни планам по завоеванию мирового господства: отдельный ангар-павильон, внутри 20-метровые элементы конструкции будущего самолета: пассажирский салон, кабина пилотов, кухня и туалет.

– Для авиакомпаний самолет – это прежде всего средство зарабатывать деньги, – рассуждает глава корпорации «Иркут» Олег Демченко. – Проблемы существующих отечественных самолетов связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты. В этом качестве они не уступают, а зачастую и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались российские самолеты в тот период, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались. Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по главному для авиакомпаний качеству – экономической эффективности эксплуатации. Мы видим свою задачу в снижении операционных расходов на эксплуатацию.

Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12–15%. Добиться этого хотят за счет меньшего расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса. Достигается это благодаря применению в самолете не имеющего аналогов на сегодняшний день двигателя компании Pratt & Whitney PW1400. Основная особенность американского двигателя – в применении редуктора. Это устройство разрешает противоречие: эффективная турбина должна вращаться быстро, а эффективный вентилятор – медленно. В редукторном двигателе каждый элемент работает на оптимальных оборотах, что обеспечивает более чем 20-процентную экономию топлива по сравнению с лучшими традиционными конструкциями.

– В цифрах это означает, что компания-эксплуатант будет экономить на каждом самолете МС-21 до 45 миллионов рублей, – рассказал вице-президент Pratt & Whitney по новым двигателям Роберт Сайа. – Представляете, сколько сможет экономить только один «Аэрофлот», если купит такие самолеты.

По словам Сайа, Pratt & Whitney будет непросто поставлять двигатели «Иркуту». В перспективе – серьезные инвестиции в развитие двигателестроительных предприятий Перми, где компания владеет 25% акций. Это означает в том числе и передачу российским производителям новейших достижений в области двигателестроения.

Олег Демченко уверен, что превосходство МС-21 и в более совершенной аэродинамике, отработанной специалистами инженерного центра корпорации «Иркут» и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 должны применяться крыло большого удлинения и новые, сверхкритические профили крыла. В отличие от конкурентов МС-21 будет еще и легче. Добиться этого удастся за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета (их доля составит 40%).

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400 (212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами «Иркута» диаметр фюзеляжа. Он на 10–20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако для авиаперевозчиков это создает новые возможности. Например, за счет более широкого прохода, в котором два пассажира смогут разойтись друг с другом. В результате на 30% сокращается время посадки/высадки пассажиров. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы, а в конечном счете первые «экономят» нервы, вторые – сотни тысяч долларов. Для «Иркута» все это вылилось в подписание контракта с малайзийской компанией Crecom Burj Resources на поставку 50 среднемагистральных авиалайнеров нового поколения МС-21 на сумму превышающую 3,4 млрд. долл.

НЕ ТОЛЬКО АВИАЛАЙНЕРЫ

Малайзийцы давно сотрудничают с «Иркутом» в области военных программ. Наш самый современный истребитель Су-30МКМ состоит на вооружении ВВС этой страны. Сейчас Москва рассчитывает принять участие в еще одном тендере на поставку истребителей. Теперь «Иркут» станет также поставщиком гражданской продукции для этой страны. Подобных сделок у нашего авиапрома не было за весь постсоветский период.

Представитель госкомпании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев сообщил, что до конца года, возможно, будет подписан первый контракт на поставку новейших истребителей Су-35 Ливии. Принято решение о глубокой модернизации поставлявшихся в Индию истребителей Су-30МКИ. Машины должны поменять бортовую электронику, радиолокационный комплекс, на них будет интегрирован новый комплекс ударного вооружения – совместная российско-индийская разработка сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос». Не менее радужные перспективы и у наших вертолетов. Объем портфеля заказов на них приблизился к сумме в три миллиарда долларов. А покупают их теперь даже американцы. Так, МИД России и руководство НАТО ведут активные переговоры о поставках наших винтокрылых машин для коалиционных сил в Афганистане.

Рецепт сегодняшнего успеха, как ни парадоксально, достаточно прост: взять самое лучшее, что есть в мировом авиастроении и использовать в собственных самолетах. Так поступил «Сухой» с SSJ, так сделал «Иркут» в МС-21. Смысл всего – быстро создать перспективную, опережающую конкурентов машину, сертифицировать ее по западным стандартам и предложить на рынок. Прошедший «Фарнборо» это, собственно, и подтвердил. Дал, как никогда, почувствовать, что наша авиационная промышленность начинает набирать высоту. Только гражданских контрактов «Сухой» и «Иркут» уже набрали на 270 машин – это миллиарды долларов, которые обеспечат нам дальнейший технологический рост.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2111
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4818
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2637
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3037

Другие новости