0
4786
Газета Вооружения Интернет-версия

28.01.2011 00:00:00

Американские морпехи остаются без боевой машины

Тэги: сша, кмп, машина


сша, кмп, машина EFV выходит на берег.

6 января 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс представил на утверждение Конгресса новый план по экономии бюджетных средств в своем ведомстве, в рамках которого предложил пересмотреть или закрыть ряд весьма важных программ в области разработки и серийного выпуска вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Одной из первых «черную метку» получила программа, предусматривавшая создание для Корпуса морской пехоты США плавающей боевой машины пехоты EFV. По утверждению Гейтса, решение закрыть амбициозный проект, на который уже израсходовано более 2,9 млрд. долл., принято при полной поддержке и едва ли не по просьбе командования КМП США. Подтверждением тому должно было стать выступление возглавляющего Корпус морской пехоты США генерала Джеймса Эймоса, подчеркнувшего, что он «полностью согласен с решением министра» и что КМП США «следует создать и принять на вооружение более подходящую гусеничную БМП».

Программа создания для КМП США плавающей боевой машины пехоты уже неоднократно становилась предметом «тщательного изучения» для американского Конгресса – по два раза в 2008, 2009 и 2010 годах. Последний раз доклад по ней – как от нанятого Конгрессом эксперта, так и от производителя и заказчика – заслушивался в сентябре прошлого года. Однако упомянутое решение министра оказалось настолько неожиданным, что вызвало массу вопросов и бурю возмущения со стороны представителей Конгресса и американского экспертного сообщества, ссылающихся на довольно неоднозначное отношение к такому повороту событий и самих морских пехотинцев. Да и ряд представителей экспертного сообщества США поспешили заявить, что хотя генерал Эймос и «сказал то, что сказал, на самом деле он так не думает – его просто заставили».

ПЕРЕМЕНА НАЗВАНИЙ И РОСТ РАСХОДОВ

Плавающая боевая машина пехоты, изначально обозначавшаяся AAAV (Advanced Amphibious Assault Vehicle – в переводе с английского «Перспективная амфибийная машина десанта»), но после проведенного в сентябре 2003 года ребрендинга получившая название EFV (Expeditionary Fighting Vehicle – «Боевая машина пехоты экспедиционных сил»), предназначается для замены семейства находящихся на вооружении КМП США амфибийных боевых бронированных машин семейства AAV7A1 («Амфибийная машина десанта», получила прозвище «крокодил» за свой характерный «гребенчатый» внешний вид), первые из которых под обозначением LVT-7 поступили на вооружение КМП США еще в 1972 году и уже порядком устарели не только технически (даже несмотря на кардинальную модернизацию, проведенную в 1982 году, – с переименованием в AAV7A1), но и морально. Главным подрядчиком по программе создания новой БМП является корпорации «Дженерал Дайнэмикс».

По оценкам представителей КМП США, являющегося заказчиком и инициатором начала работ по данной программе, главными достоинствами новой боевой бронированной машины (ББМ) должны были стать мощное вооружение и высокие мореходные качества, что позволило бы соответственно оказывать непосредственную огневую поддержку морским пехотинцам во время проведения морской десантной операции и высаживать подразделения морской пехоты на плав на достаточно большом удалении от побережья, снижая тем самым вероятность поражения размещенными на берегу огневыми средствами противника кораблей десантного отряда.

Более того, данная БМП наряду с конвертопланом MV-22 «Оспри» должна была стать краеугольным камнем новой концепции, утвержденной командованием КМП и ВМС США и получившей название «Оперативный маневр с морского направления» (Operational Maneuver From The Sea). Согласно последней КМП США предстояло достаточно существенно изменить свою тактику действий – отныне тяжелое вооружение, боеприпасы, снаряжение и продовольствие должны были оставаться на борту прибывших в район проведения морской десантной операции или «демонстрации силы», что позволяло командованию группировкой не осуществлять захват плацдарма на берегу с последующим его расширением и развитием наступления в глубь побережья (тактика, сохранившаяся в КМП США со времен Второй мировой войны), а сразу направлять отдельные боевые группы на захват важных объектов обороны противника с последующим выходом к нему в тыл, окружением и уничтожением. По оценкам американских военных теоретиков, такая тактика действий, отличающаяся более стремительным напором, позволяет снизить время, отводимое на захват назначенного участка побережья неприятеля и снизить потери своих войск.

«Если в ходе морской десантной операции командованию морской пехоты, которая отвечает за данный вид боевых действий, требуются боевые бронированные машины на побережье, то они могут быть доставлены туда либо на борту десантно-высадочных средств, практически никак не защищенных от огня противника, либо же могут дойти до побережья по морю своим ходом», – указывается в одном из докладов, подробно рассматривавших программу EFV и представленных в Конгресс США.

Однако для включения в состав таких боевых групп, которые надлежало высаживать на плав на достаточно большом расстоянии от побережья (как указывается в американских источниках, «для высадки с десантных кораблей, находящихся за горизонтом»), состоящие на вооружении КМП США плавающие бронетранспортеры AAV7A1 не годились – достаточно слабое бронирование (до 45 мм, вдвое меньше по сравнению с EFV), невысокая мореходность, не особо впечатляющие ходовые качества (максимальная скорость по шоссе 64 км/ч, а на плаву – 14,3 км/ч) и относительно слабое вооружение (40-мм автоматический гранатомет с боезапасом 864 гранаты или 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с 900 выстрелами и 12,7-мм пулемет М2НВ с 12000 патронами).

Имеющиеся же у КМП и ВМС США десантные катера на воздушной подушке и обычные десантные катера в этом случае не подходят ввиду их высокой уязвимости даже от огня стрелкового оружия. К тому же имеющая достаточно мощное вооружение – 30-мм автоматическую пушку – боевая машина пехоты могла оказать весьма ощутимую огневую поддержку десантникам и более эффективно подавлять огневые точки и узлы противодесантной обороны противника, чем 25-мм пушка или 40-мм гранатомет ее предшественницы. Единственным недостатком являлся несколько уменьшенный состав перевозимого десанта – 17 морских пехотинцев вместо 25. Впрочем, в документах новая БМП была записана как боевая бронированная машина, «способная транспортировать морем полный взвод морской пехоты», причем EFV можно было бы высаживать с десантных кораблей в 25 милях (около 46,3 км) от берега, тогда как для AAV7A1 данный рубеж ограничен всего 2 милями (около 3,7 км).

Принять новую плавающую БМП, в идеологии которой можно угадать отдельные элементы российской БМП-3Ф, на вооружение КМП намечалось в 2015 году, размер бюджета программы был оценен в размере более 15 млрд. долл. И вот такой казус┘

РАДУЖНЫЕ НАДЕЖДЫ И ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

EFV представляет собой гусеничную плавающую, или амфибийную, боевую машину пехоты, с экипажем из трех человек и способную транспортировать 17 морских пехотинцев в полной выкладке и с личным оружием. Отличительные особенности данной БМП – высокая скорость (как на суше – более 72 км/ч, так и при преодолении водного пространства – 46 км/ч), хорошая мореходность (машина может эксплуатироваться без ограничений при волнении моря до 3 баллов и с ограничением – при волнении до 5 баллов), достаточно высокая огневая мощь (основное вооружение – 30-мм автоматическая пушка), а также возможность встраивания в так называемое «сетецентрическое поле боя». Главный подрядчик по заказу КМП США проектировал два варианта боевой машины: собственно боевую машину пехоты (EFV-P1), предназначенную для переброски с десантного корабля на занятое противником побережье подразделения морских пехотинцев, и командно-штабную машину (КШМ EFV-C1). Чрезвычайно высокая важность данного проекта для американской морской пехоты подтверждается тем статусом, который был присвоен программе – «категория 1D» (единственная программа такого высокого статуса, реализуемая до сего дня в интересах КМП).

Первые поисковые работы по перспективной ББМ, имеющей амфибийные возможности и предназначенной для подразделений КМП США, были начаты еще в 1988 году – концептуальная проработка продолжалась до 1995 года, когда начался этап оценки программы и снижения рисков. Работы по новой БМП шли настолько «перспективно», что американские военные эксперты чуть ли не единогласно признали программу «эталонной» в области разработки и закупок ВВСТ, она даже получила две награды от руководства Пентагона за «успешное управление» и «удержание стоимости программы в заданных рамках». Наконец, в июне 1996 года Минобороны США выдало подразделению «Дженерал Дайнэмикс Лэнд Системс» контракт на осуществление полномасштабного проектирования, в августе 1998 года БМП прошла этап критической оценки проекта, а в августе 1999 года прототип БМП был выкачен из сборочного цеха (в октябре за ним последовал второй прототип, стоимость обоих – около 64 млн. долл.).

В январе 2000 года заказчик получил первый прототип для проведения оценки и испытаний, а в июле 2001 года, принимая во внимание достаточно многообещающие результаты осуществляемых работ, командование КМП США выдало корпорации «Дженерал Дайнэмикс» контракт на реализацию следующего этапа – разработки и демонстрации прототипов перспективной амфибийной БМП, согласно которому подрядчику оплачивались все оговоренные расходы и выплачивалось вознаграждение по результатам работы. Данный этап предполагалось завершить к октябрю 2003 года, перейдя затем к производственной части программы, хотя вскоре оказалось, что установленный срок – излишне оптимистичен.

По причине возникших различного рода проблем в ноябре 2002 года было принято решение перенести сроки реализации программы на год позже, а в марте 2003 года сроки реализации проекта были вновь сдвинуты «вправо». Затем, во время испытаний в декабре 2004 года построенных «Дженерал Дайнэмикс» прототипов, выявились серьезные проблемы с работоспособностью электронного комплекса машины – ее «мозгов», если можно так сказать. «Безмозглая» БМП оказалась подвержена «атипичному поведению на воде», не говоря уже о том, что немного ранее – в сентябре-октябре – выявились «нехилые» проблемы с функционированием переднего водоотбойного щитка, а также недостатки в работе гидравлической системы и недостаточная герметичность корпуса и отдельных элементов конструкции, благодаря чему во время движения по воде внутрь машины «несанкционированно поступала вода».

В итоге в марте 2005 года сроки вновь передвинули «вправо» – уже на два года, а в ходе проводившейся в 2006 году серии оценочных испытаний – с целью определить, насколько созданный прототип отвечает предъявляемым к перспективной машине требованиям, – был выявлен буквально «букет» недостатков и откровенных просчетов (зафиксировано 117 отказов и превышение в боевой массе на 860 кг), в результате чего в следующую фазу программа тогда так и не вошла: из 11 попыток преодоления водной преграды успехом увенчались всего две, из 10 стрельб машина провалила девять, а из наземных испытаний не прошла ни одного. Особенно же военных экзаменаторов «впечатлило» то, что на каждый час эксплуатации машины затем требовалось 3,4 часа «на устранение выявленных недостатков». Командованию КМП США пришлось вновь вернуть машину на стадию проектирования.


Амфибия проходит тест на устойчивость к морской стихии.
Фото Министерства обороны США и компании «Дженерал Дайнэмикс»

При этом следует особо отметить, что в процессе всех указанных выше «временных сдвигов программы» постоянно рос и размер ее бюджета, фактически разработчики, как потом оказалось, загоняли сами себя в угол. Например, командование КМП США летом 2006 года объявило о намерении сократить общее количество заказанных машин – по причине «существенно возросшей цены». Так, если вначале КМП намеревался приобрести 1025 плавающих БМП и КШМ на общую сумму около 8,5 млрд. долл., то к началу 2010 года стоимость закупки 573 БМП и КШМ составляла уже 10 226 млн. долл. и плюс 866,7 млн. долл. на их разработку.

И вот в феврале 2007 года руководство отдела КМП США по наблюдению за программой EFV разослало ряду компаний запросы о предоставлении информации «об альтернативных гусеничных боевых бронированных машинах», а чуть позже Министерство ВМС США официально уведомило Конгресс о том, что вскоре бюджет программы превысит установленную законом Нанна–Мак-Карди планку – это при том, что уже в мае 2006 года в отчете Государственного управления общего учета сообщалось, что программа с 2000 года уже «выросла» на 45%.

В марте КМП переподписал с «Дженерал Дайнэмикс» контракт на этап разработки и демонстрации систем, выделив на переработку проекта дополнительно 143,5 млн. долл., а в июне 2007 года было решено заново реализовать данный этап – это был существенный удар по всему проекту, поскольку даже в случае успешного завершения данного этапа это будет не ранее 2011 года, что означает отставание от первоначального плана на восемь лет.

В конце апреля 2008 года тревога по поводу успеха программы EFV «добралась» и до Палаты представителей – на заседании ее профильного комитета был заслушан доклад на тему «EFV: перерасход бюджета, выход из графика и несоответствие заявленным требованиям». Впрочем, о закрытии программы речи тогда не шло и уже 1 августа того же года заказчик и главный подрядчик подписали еще один контракт стоимостью 766,8 млн. долл., по которому с января 2009 года «Дженерал Дайнэмикс» обязалась собрать на военном танковом заводе в Лиме, штат Огайо, семь новых прототипов БМП EFV, отличительными особенностями которых должны были стать перепроектированная боевая башня, улучшенная остойчивость на воде и повышенная степень изоляции электроники и других элементов от агрессивного воздействия соленой морской воды (всего в новые прототипы было внесено около 400 усовершенствований).

В декабре 2008 года представители Главного контрольного управления сообщили о том, что БМП «практически успешно» – на 94% – прошла этап критической оценки проекта, а в январе 2009 года прототип БМП проходил испытания на борту универсального десантного корабля «Пелелью». Машина также проходила испытания на подрыв мин различных типов и самодельных фугасов (позже появилась информация о том, что во время подрыва днище бронемашины было пробито – вследствие плоской, а не V-образной его формы), а также на подрыв боеприпасов при нахождении в воде. Наконец, 29 июня 2010 года на испытания заказчику был передан первый прототип КШМ.

ГЕЙТС НАЧИНАЕТ НАСТУПЛЕНИЕ

Нынешний глава Пентагона уже давно «невзлюбил» EFV, считая, что необходимость продолжения реализации такой дорогостоящей программы надо тщательно изучить и принять правильное решение. Впрочем, Роберт Гейтс недоволен и самим заказчиком бронемашины – Корпусом морской пехоты, который за последние годы превратился из элитных высокомобильных войск в «армию второго сорта», что, по мнению Гейтса, наглядно продемонстрировали последние операции в Афганистане и Ираке. Причем еще в апреле 2009 года Гейтс, выступая в Военно-морском колледже ВМС США, поднял вопрос о необходимости подробного анализа задач, стоящих перед КМП в среднесрочной и долгосрочной перспективах, а также о «желательности» изучить, насколько велика вероятность проведения в XXI веке «крупных морских десантных операций». Мысль здесь понятна: если нет необходимости проводить такие операции – сама собой отпадает и необходимость завершения программы EFV.

И вот в июне 2010 года в аналитическом исследовании, подготовленном по заказу Конгресса, делается вывод о целесообразности закрыть программу, что позволит в период 2011–2020 годов сэкономить порядка 8–9 млрд. долл., тогда как боевой потенциал КМП США предлагалось укрепить за счет модернизации БТР AAV7A1 и закупки дополнительного их количества.

В ответ командование КМП США пообещало провести собственный анализ, но результаты его представить лишь к 2013 году. Однако министр Гейтс, вероятно, решил не ждать «у моря погоды» и 12 августа 2010 года отдал указание пересмотреть будущие задачи Корпуса морской пехоты и его роль в общей системе американских вооруженных сил, что совпало с критикой, звучащей в сторону американских морпехов в последнее время, – дескать, масштабные морские десантные операции на сильно укрепленное противником побережье «канули в Лету», а потому и задачи КМП и программу его вооружения необходимо срочно пересмотреть.

Как представляется, последующее включение главой Пентагона в свой «план экономии» пункта о закрытии программы находится как раз в плоскости этих новых веяний. С другой стороны, ряд высокопоставленных представителей КМП уже заявили, что даже в случае закрытия программы EFV американской морской пехоте все равно будет необходима новая ББМ для транспортировки подразделений морпехов с десантных кораблей на занятое противником побережье – даже несмотря на то, что плавающий БТР AAV7A1 останется на вооружении минимум до 2025 года и будет подвергнут модернизации (усилят бронирование, установят новые взрывостойкие сиденья, «навесят» дополнительные топливные баки и проч.).

В рамках одного из проектов, например, рассматривается возможность принятия на вооружение КМП своеобразного «морпеховского» варианта армейской ББМ «Страйкер» – программа получила рабочее название «БТР для морской пехоты», а одним из вероятных претендентов является итальянская 24-тонная «Супернав» (8х8), впервые представленная компанией «Ивеко Дифенс Системс» на парижской международной выставке вооружений «Евросатори-2010». Сообщалось также, что для участия в перспективном тендере КМП США итальянская компания уже даже заключила соглашение о сотрудничестве с «БиЭйИ Системс». Другой претендент – ББМ Patria AMV (Armored Modular Vehicle), предлагаемая на тендер с 2007 года ее разработчиком финской компанией «Патриа» в партнерстве с американской корпорацией «Локхид Мартин».

Впрочем, пока решение Гейтса – только рекомендательное, оно еще должно быть утверждено американскими законодателями, а многие из них уже активно выступили против этого, аргументируя это тем, что в противном случае «боевой потенциал американской морской пехоты будет подорван», а национальная безопасность Соединенных Штатов будет подвергнута угрозе «коррозии изнутри». Да и финансирование программы EFV идет на сегодня в полном объеме – со сроком начала серийного выпуска БМП в 2012 финансовом году, а в запросе Вашингтона на оборонные расходы на 2011 финансовый год прописана строчка и в отношении EFV – в сумме 242,8 млн. долл. на НИОКР и испытания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
693
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
811
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
525
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
125

Другие новости