0
2111
Газета Арт Интернет-версия

01.06.2005 00:00:00

Крестовые походы снова в моде

Станислав Минин

Об авторе: Станислав Александрович Минин - религиовед, публицист

Тэги: Царство небесное, фильм, скотт


Давным-давно Иерусалимом правил мудрый, но, увы, тяжело больной король Балдуин IV Прокаженный. Он заключил длительное перемирие с могущественным султаном Саладином. В его правление Священный город стал "Городом трех религий", где мирно сосуществовали христиане, мусульмане и иудеи и где противники такого порядка примерно наказывались. Но стоило монарху уйти в мир иной, как к власти пришли религиозные фанатики, разрушившие "гармонию" и "вспомнившие" о необходимости священной войны против мусульман┘

Так можно вкратце описать содержание свежеиспеченного голливудского блокбастера "Царство Небесное" ("The Kingdom of Heaven") режиссера Ридли Скотта. "Монументальная картина о любви и чести в бурные времена крестовых походов" - это во многом современный политический манифест, созданный средствами коммерческого кинематографа. "Царство Небесное", вынесенное в заглавие фильма, следует рассматривать как своего рода аллегорию мирного сосуществования народов и религий. Увы, в Палестине, подчеркивают авторы фильма в эпилоге, религиозного мира нет и сегодня.

Как и большинство исторических блокбастеров, "Царство Небесное" не выдерживает серьезной исторической критики, да, впрочем, фильм в ней и не нуждается. Для массового зрителя Балиан Ибеллинский, Сибилла Иерусалимская, Рене де Шатийон и Ги де Лузиньян - всего лишь красивые и звучные имена, выплывающие из тьмы Средневековья. Поэтому создатели "исторических фильмов-экшн" занимаются тем, что придумывают легенды для этих персонажей, зачастую поступаясь фактами и хронологией.

Предыдущая историческая работа Ридли Скотта "Гладиатор" была красиво сделанной сказкой без явных подтекстов и посланий. Главный герой фильма мстил за убитую семью, а хеппи-энда его лишила упрямая история, которой режиссер так или иначе вынужден был повиноваться. Герой "Царства Небесного" успевает поработать кузнецом, убить священника, стать рыцарем, сделать политическую карьеру на Востоке и снова вернуться к кузнечному горну. При этом ему удается зарекомендовать себя как человека весьма прогрессивных для XII века взглядов на межрелигиозные отношения.

В сицилийском порту Мессина главный герой Балиан наблюдает за мусульманским намазом и говорит: "Они молятся так же, как мы". Для него вражда христиан и мусульман в Святой земле - фатальное наследие прошлого, война - печальная необходимость, а судить о превосходстве христианских святынь над мусульманскими или иудейскими невозможно. Более того, исторически задокументированный факт шантажа Балиана Ибеллинского, угрожавшего Саладину уничтожением Иерусалима вместе с мечетью и заложниками-мусульманами, создатели фильма превращают в крик отчаяния человека, болеющего за межрелигиозный диалог. С целесообразностью решения устранить "яблоко раздора", чтобы остановить религиозную рознь, в фильме готов согласиться и сам Саладин.

Балиан не единственный выразитель "прогрессивных" религиозных идей в картине Ридли Скотта. Капеллан Годфруа Ибеллинского воспринимает Церковь как толпу фанатиков, подчеркивает преимущества личной веры, настаивает на том, что хорошее выполнение профессионального рыцарского долга и есть знак истинной веры, а также критикует восточную политику Святого Престола. А Саладин в концовке фильма бережно поднимает с пола разоренного дворца крест - знак того, что и ему, султану, не чуждо уважение к чужим религиозным святыням.

У Ридли Скотта мусульмане и христиане времен Балдуина пусть и не друзья, но смирившиеся с присутствием друг друга соседи. В связи с этим - и здесь, вне всяких сомнений, удался замысел режиссера - сцена с выступлением крестоносного войска из Иерусалима производит впечатление роковой ошибки и абсурдности происходящего. Однако Ближний Восток конца XII века - это именно арена постоянных военных столкновений под религиозными знаменами, где перемирия зачастую заключались в ожидании подкрепления и нарушались до его (подкрепления) прихода. Создатели фильма "Царство Небесное" с укоризной выделяют из толпы паломников, направляющихся на Святую землю, монаха, говорящего о том, что "убийство неверного - это путь к Богу", и тем не менее даже при дворе короля Балдуина эта "простая истина", к сожалению, никогда не теряла актуальности.

"Царство Небесное", как уже отмечалось выше, - это история разрушения руками авантюристов и религиозных фанатиков мечты о межрелигиозном мире. Эти люди, по Ридли Скотту, - циники, спекулирующие на чувствах верующих, прикрывающие свои амбиции религиозными лозунгами и одетые в одинаковые одежды. Авторы фильма не нашли ничего лучшего, как облачить авантюристов Рене де Шатийона и короля Ги де Лузиньяна в плащи тамплиеров.

При этом не удалось избежать несуразностей: ведь Ги де Лузиньян был женат на сестре Балдуина IV Сибилле, а тамплиеры, как известно, давали обет безбрачия. Но судить строго Ридли Скотта и его команду не стоит: в массовом кино черное должно быть черным, а "врага" зрителю хорошо бы узнавать "по одежке". И пусть "одежкой" будет тамплиерский плащ, благо фильм хорошенько "пообтрепал" его, освободив от реального исторического содержания.

Попытки мирного урегулирования межэтнического и межрелигиозного конфликта, религиозный фанатизм и политический цинизм, препятствующие этому процессу, - все это, безусловно, в первую очередь относится к современной ситуации на Ближнем Востоке. В Средние века любой компромисс между христианским Западом и мусульманским Востоком в Палестине был компромиссом временным, передышкой перед решающей схваткой. В ней, цитируя здесь другой голливудский блокбастер, "в живых должен был остаться только один". Поэтому мы вправе не только полагать, что любовно-героическая патетика "Царства Небесного" - это мишура, направленная на привлечение массового зрителя, но и рассматривать саму "средневековость" фильма как попытку авторов картины сказать о современных политико-религиозных событиях не напрямую, а аллегорически.

Историческая аллегория - трюк, к которому часто прибегают режиссеры массового кино. Однако сама авторская идея в такого рода кинематографе, к сожалению, нередко теряется и забывается за чередой спецэффектов и батальных сцен. По всей видимости, такая же судьба ожидает и в целом позитивное послание Ридли Скотта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1972
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1256
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1538
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
956

Другие новости