0
18197
Газета Культ и культура Печатная версия

01.08.2023 16:30:00

Лучший христианский скульптор со времен Ренессанса

Движение ввысь – символ веры Ивана Мештровича

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский – искусствовед.

Тэги: культура, искусство, вера, религия, церковь, традиция, хорватия, иван мештрович, огюст роден, православие, христианство, история


13-12-91480.jpg
Мештрович в годы Первой мировой войны
работает над Большим распятием. 
Фото 1916 года. Галерея
Ивана Мештровича (Хорватия)
В газете «Народный лист», выходившей в небольшом хорватском городке Задаре, 28 июня 1899 года появилась заметка следующего содержания: «На этих днях мы получили по почте одну коробочку и в ней три куска обработанного камня. Один представляет хорватского господина Елачича, другой – простого чабана, а третий – крест с распятым Христом. Эти работы изваял один 14-летний крестьянский мальчик по имени Иван Габрилович Мештрович-Матин из Отавицевой дрнишевской общины. Мальчик этот самоучка, без какого-либо инструмента, кроме своего складного ножа. Видно, несмотря на то что работы примитивно выполнены (они выставлены в нашей редакции, и каждый может прийти их посмотреть), молодой человек очень талантливый и имеет настоящее призвание к ваянию…» Так начинался творческий путь югославского (хорватского) скульптора Ивана Мештровича, которого Огюст Роден впоследствии назовет «величайшим феноменом скульптуры наших дней».

Иван Мештрович родился 140 лет назад, 15 августа 1883 года, в городке Врполье, в семье каменотеса. Через год семья переехала в деревню Отавице близ города Дрниша, недалеко от побережья Адриатического моря. Отец Мештровича был единственным грамотным человеком в деревне. Ему удалось собрать небольшую библиотеку, где наряду с Библией и церковными календарями также были представлены сборники хорватских народных песен и преданий, которые читал запоем и затем заучивал будущий скульптор. Мать Мештровича была умной, волевой и глубоко религиозной женщиной. Позднее скульптор запечатлел ее образ в многочисленных работах. И со временем христианская тема стала доминирующей в его творчестве.

Когда восхищенные талантом Мештровича односельчане смогли собрать денег на дорогу, он отправился в крупный хорватский город Сплит. Благословляя Ивана на путь, отец сказал: «Может быть, ты преуспеешь там, где не смог я». В Сплите Мештрович поступил в обучение к известному скульптору Павле Билиничу. Сначала Мештрович получал задание копировать его скульптуры, но со временем ученик превзошел своего учителя. Следующим этапом в его творческом пути стала учеба в Академии художеств в Вене, куда он был принят в 1901 году (Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи). Его работы вызвали восхищение венских профессоров, и со временем Мештрович занял место среди ведущих студентов академии.

Одной из первых крупных работ Мештровича стал портрет Льва Толстого (1903). Писатель представлен в тот момент, когда он обдумывает свое произведение. Четко вылеплены только голова и руки. Все остальное представлено в виде почти бесформенной, переливающейся скульптурной массы, которая становится пластической метафорой потока сознания во время творческого процесса.

В первые годы пребывания в Вене Мештрович создал столько работ, что их хватило на целую персональную выставку. А в 1911 году работы Мештровича были представлены в сербском павильоне Международной выставки в Риме, где с ними познакомился Максим Горький. В апреле 1911 года Горький писал художнику Семену Прохорову: «Для меня лично римская выставка очень интересна и много дает… И удивительно хорош сербский скульптор Мистрович».

13-12-92480.jpg
Епископ Гргур Нинский в левой руке держит
Священное Писание, а правой экспрессивным
жестом указывает на небо.
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Первые крупные работы Мештровича на христианскую тему были созданы скульптором в годы Первой мировой войны и стали откликом на трагические события, перевернувшие мир. Сначала это были головы и бюсты – «Голова Христа» (1914), «Голова Иоанна Крестителя» (1914). Позднее появляются работы многофигурные и более крупного формата – «Снятие с креста» (1917), «Христос в Гефсиманском саду» (1917). Подлинным пластическим выражением символа веры хорватского художника стал Каштелет – часовня в хорватском городе Сплит. Здесь в центре алтарной части часовни размещено большое распятие, а по боковым стенам – 40 рельефов с изображением различных эпизодов земной жизни Спасителя. В «Распятии» (1916) астенически худое изможденное тело Христа усиливает ощущение перенесенных Им мук и страданий. Его руки, подобные крыльям, обращены к небесам, и сам Христос как бы взмывает ввысь.

Многие произведения Мештровича посвящены Божией Матери. Среди них выделяется «Мадонна с Младенцем» 1917 года. Богоматерь как бы наблюдает за своим Сыном и смотрит на Него с благоговением. Своей подобной крылу десницей Она благословляет Сына, а другой рукой бережно защищает Его от жизненных невзгод.

В своей монументальной пластике Мештрович создает образы выдающихся церковных деятелей – папы Сикста V, епископа Йосипа Юрая Штроссмайера… На северо-востоке Хорватии, в Вараждине, и на западе, в Сплите, установлено два памятника епископу Гргуру Нинскому (1926–1929), который в Х веке боролся за то, чтобы сербскохорватский язык был утвержден как официальный язык мессы в Хорватии. И он вышел победителем в нелегкой борьбе с папским престолом. В левой руке епископ держит книгу – Священное Писание, а правой экспрессивным жестом указывает на небо, подобно Платону на фреске Рафаэля «Афинская школа».

Еще при жизни творчество Ивана Мештровича пользовалось мировой славой. Во многих городах Европы и Америки проходили и проходят его персональные выставки. В свое время даже Гитлер собирался устроить выставку работ Мештровича в Берлине, но при условии, что скульптор будет присутствовать на ее открытии. Однако сам Мештрович отказался: «Я только ради этого не поеду в Германию!»

Вероятно, этот эпизод стал причиной заключения Мештровича в тюрьму усташами (хорватскими фашистами). Ему удалось вырваться на волю через Италию благодаря поддержке Ватикана. И он, наконец, перебрался в США, где президент Эйзенхауэр в 1954 году лично вручил Мештровичу американский паспорт. Скульптор поселился в городе Саут-Бенде (Индиана), где стал профессором в местном Университете Нотр-Дам. Здесь Мештрович завершил работу над своей знаменитой «Римской Пьетой» (1942–1946), высеченной из огромной глыбы каррарского мрамора весом в пять с половиной тонн и установленной в церкви Sacred Heart Church в Саут-Бенде (бронзовая версия – в Ватиканском музее). В образе Иосифа Аримафейского скульптор изобразил самого себя.

Одно из последних произведений Мештровича – «Колодец Иакова» (1957). Художник как бы возвращается к теме своей ранней скульптуры «Источник жизни» (1905) и утверждает Иисуса Христа как подлинный источник истины. Иван Мештрович скончался 16 января 1962 года и похоронен на родине в Отавице в семейном мавзолее Мештровичей, построенном по его собственному проекту. Многие считают Мештровича самым великим христианским скульптором со времен Ренессанса.


Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
1261
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
2278
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1889
Материаловедение Павла Флоренского

Материаловедение Павла Флоренского

Владислав Дмитриев

Как рождалась одна из важнейших отраслей современной науки

0
2795

Другие новости