0
1411
Газета Концепции Интернет-версия

02.02.2007 00:00:00

Переосмысление роли силового давления на море

Михаил Абрамов

Об авторе: Михаил Леопольдович Абрамов - начальник Главного штаба ВМФ, адмирал.


Военная доктрина как система официально принятых в государстве взглядов (установок) военно-политического характера должна включать положения, раскрывающие обеспечение военной безопасности с морских и океанских направлений. При этом имеется в виду не какой-то отдельный раздел военно-морской деятельности России, а наличие по всему содержанию документа четких и ясных установок, определяющих основы строительства и применения Военно-морского флота.

В действующей редакции Военной доктрины эти основополагающие взгляды и установки определены не достаточно четко и емко.

ЧТО ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ?

Первое. Оценка военно-политической обстановки дана без раскрытия национальных интересов, защищаемых применением Вооруженных сил и в том числе ВМФ. Указаны только угрозы военной безопасности.

Второе. Недостаточно отражены угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений.

Третье. Не названы цели, задачи и формы применения Военно-морского флота в мирное время.

Четвертое. Недостаточно определены роль и место ВМФ в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах.

В новой военной доктрине предполагается ввести отдельный раздел «Военная опасность и военная угроза». Думается, здесь нельзя ограничиваться только перечислением вопросов военной опасности и военной угрозы. Полагаю, что национальные интересы, защищаемые с применением вооруженной силы и не приведенные в действующей доктрине, по значимости и определяющей роли имеют больший приоритет над военными угрозами и должны быть названы в новой редакции военной доктрины.

К таким национальным интересам России, которые призван отстаивать ее Военно-морской флот, относятся:

– обеспечение гарантированного доступа РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков;

– недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации национальных интересов РФ, особенно в прилегающих морях;

– урегулирование на выгодных для России условиях имеющихся политических международно-правовых проблем использования Мирового океана;

– консолидация усилий государств на мирном освоении и использование Мирового океана;

– освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития РФ;

– формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций;

– обеспечение выгодных для России условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;

– поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.

В этом же разделе должны быть обязательно отражены и угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений:

– активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу РФ;

– повышение боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств, в том числе по поражению объектов на всей территории России со всех стратегических направлений, размещение на носителях ВМС до 80% высокоточных средств воздушного нападения (крылатых ракет морского и воздушного базирования);

– ограничение возможности выхода РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях путем экономического, политического, международно-правового давления;

– расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность России;

– неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся в первую очередь правового статуса Каспийского, Азовского, Черного, Баренцева, Берингова и Охотского морей, наличие территориальных претензий к РФ со стороны ряда сопредельных государств.

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Представляется, что существенным недостатком действующей редакции Военной доктрины является отсутствие положений, определяющих цели применения ВМФ в составе Вооруженных сил в мирное время. Данный изъян необходимо устранить, указав, что стратегическая цель применения Военно-морского флота в мирное время заключается в создании и поддержании в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов России во всех сферах.

В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода целью применения ВМФ будет участие в проведении эффективного комплекса сдерживающих действий военного характера по снижению возникшей напряженности и предотвращению агрессии против России и ее союзников, проводимых наряду с комплексом мер политико-дипломатического и экономического характера.

В военное время роль ВМФ заключается во внесении максимального вклада в действия Вооруженных сил по скорейшему пресечению агрессии против Российской Федерации и ее союзников на наиболее выгодных для России условиях.

Цели, задачи и формы применения Военно-морского флота в составе Вооруженных сил в данном разделе, по нашему мнению, целесообразно структурировать по периодам, а для военных конфликтов различного масштаба привести отдельные уточнения.

В разделе «Военно-стратегические основы» следует указать, что в мирное время ВМФ выполняет следующие оперативно-стратегические задачи:

– участие в составе Вооруженных сил в стратегическом сдерживании на глобальном и региональном уровне для обеспечения военной безопасности России;

– противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции;

– обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности Российской Федерации в территориальном море, экономической зоне и на континентальном шельфе.

Формами применения ВМФ являются:

– военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности России;

– боевая служба;

– боевое дежурство;

– поддержание благоприятного оперативного режима;

– специальные действия и операции.

При возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода флот будет выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:

– участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании, подготовка к эффективному применению при внезапном начале агрессии;

– подготовка ударных сил морских сил общего назначения (МСОН) к эффективному применению в военное время и их участие в составе Вооруженных сил в нестратегическом сдерживании;

– обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности России, противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в Мировом океане и прилегающих к ним континентальных районах преимущественно в пределах национальной юрисдикции;

– заблаговременная подготовка к переводу с мирного на военное время, наращивание боевой и мобилизационной готовности ВМФ, а при дальнейшей эскалации кризисной ситуации – приведение в высшие степени боевой готовности и мобилизационное развертывание.

Формами применения ВМФ в мирное время будут также демонстрационные действия и участие в боевых действиях Вооруженных сил по разрешению международных (приграничных) вооруженных конфликтов.

В военное время ВМФ должен выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:

– участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании противника в ходе начального периода войны и нанесении заданного поражения противнику с переходом к применению ядерного оружия;

– участие МСОН в составе Вооруженных сил в сдерживании дальнейшей эскалации агрессии и принуждении противника к ее прекращению;

– поражение группировок ВМС противника в дальней и ближней морской зоне, содействие другим видам Вооруженных сил, действующим на приморских направлениях;

– обеспечение благоприятного оперативного режима и защита морской деятельности России в ближней морской зоне.

Формы применения ВМФ таковы:

– первые и последующие операции флотов (в рамках морской операции);

– боевые действия флотов по поражению группировок ВМС и других важных объектов;

– первые и последующие операции флотилий;

– боевые действия флотилий.

Внесение в текст новой военной доктрины указанных выше положений, определяющих применение Военно-морского флота в составе Вооруженных сил в целом, определит место ВМФ в обеспечении военной безопасности страны. Причем в разделе «Основы военной политики» следует особо отметить, что именно Военно-морской флот как вид Вооруженных сил играет ведущую роль в вопросах обеспечения военной безопасности государства в оперативно важных океанских и морских районах.

Особого внимания при подготовке новой редакции, на наш взгляд, потребуют также статьи этого раздела, касающиеся основного предназначения управлений главнокомандующих видами, в частности ВМФ. Основные задачи и функции главного командования ВМФ по руководству флотами и управлению ВМФ в целом должны быть сохранены. По нашему мнению, заменить Главкомат ВМФ в этом некем.

Считаем правильным, что в новой редакции предполагается наряду с военными округами определить и общее предназначение флотов (этого нет в действующей редакции).

Внесение в новую военную доктрину предложений Военно-морского флота позволит реализовать новые концептуальные положения применения ВМФ в многоступенчатом сдерживании военными методами угроз национальной безопасности, в защите национальных интересов Российской Федерации с морских и океанских направлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2229
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1688
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1057

Другие новости