0
915
Газета Культура Интернет-версия

14.09.2005 00:00:00

Мир, расколотый пополам

Ирина Саминская

Об авторе: Ирина Саминская - арткритик.

Тэги: машков, бубновый валет, советский художник


машков, бубновый валет, советский художник 'Золотая карта России' – грандиозный проект Третьяковской галереи представил собрание картин Ильи Машкова из Волгоградского музея изобразительных искусств. Более семидесяти полотен и рисунков участника объединения 'Бубновый валет' приехали в Москву.

После такого интригующего начала – много картин, прославленное творческое объединение, на выставках которого перебывали все самые значимые художники первой половины XX века, – появляется интерес к творчеству Машкова. Но его картин периода «Бубнового валета» немного, вся остальная экспозиция посвящена совсем другой теме: как один талантливый художник до революции превратился в советского заслуженного деятеля культуры после. На первом холсте удивительный «Портрет девочки», затем работы, напоминающие всех русских художников начала XX века одновременно. Тут вспоминаешь и Михаила Ларионова, и Аристарха Лентулова, и Роберта Фалька и других коллег по «Бубновому валету». Постепенно эксперименты с цветом уходят, от поиска новых выразительных художественных приемов не остается и следа. Целый ряд картин «Привет XVII съезду ВКП (б) 1934 г.», «Советские хлебы» настолько разнятся с предыдущими мягкими, слегка размытыми пейзажами и портретами, что невольно ищешь рядом табличку с именем другого автора. На самом деле если вчитаться внимательно во все комментарии и тексты, любезно представленные Волгоградским музеем, то «хлебы» и «приветы съезду» удивлять перестанут. Одержимый идеей социалистического равенства, Машков уезжает в родную станицу Михайловская, где проводит свои главные годы жизни. Родная земля вдохновила на такие шедевры, как «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной фабрике», но в то же время превратила художника в очередного соцработника. Там он основал дом культуры, в котором пытался построить новый «храм искусств» под идеологическим гнетом ЦК. Судя по грамотам «бывшему батраку», «культударнику» и «борцу-революционеру за культуру», Машкову ненадолго удалось убедить власть в важности существования в бедной станице дома культуры. Но чем больше лет становилось его детищу, тем меньше цвета и жизни оставалось на картинах Машкова. Соцреализм уже шел железной поступью вслед каждой новой работе. Пройдет несколько лет, и лояльность Машкова с его пейзажами и натюрмортами станет ненужной новому миру, а дом культуры превратится в обычное место отдыха после трудовых будней в колхозе. Да и тех колхозниц, что на пляжах Гурзуфа превращались в обнаженных барышень, сметет война. Михайловская станица станет Урюпинским районом, в центре появится улица Ленина с памятником. И запомнится Машков не «приветом съезду», а теми картинами, которые вдохновляли и одновременно вызывали жаркие споры. Теми жаркими откровениями, из-за которых художника выгнали из Московского училища живописи и глядя на которые Валентин Серов сказал: «Это не живопись, это фонарь!» Так эти фонари и освещают запутанные и затоптанные тропы искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
778
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
678
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
629
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
699

Другие новости