0
766
Газета Культура Интернет-версия

02.03.2006 00:00:00

Дань мастеру

Тэги: приношение святославу рихтеру, большой зал


приношение святославу рихтеру, большой зал «Она – образец честности в искусстве», – сказал о Наталии Гутман Рихтер.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Гений фортепианного исполнительства, величайший музыкант, человек-эпоха┘ Святослав Теофилович Рихтер, получивший азы знакомства с инструментом, который стал его вторым «я», в детстве от своего отца и поступивший в Московскую консерваторию к лучшему профессору Генриху Нейгаузу, давшему ему безоговорочную характеристику после первого же прослушивания: «Мне нечему его учить», – своим «нечеловеческим», бескомпромиссным служением Музыке и Богом данным талантом оставил след в сердцах и душах миллионов людей во всем мире. Сейчас мы живем в эпоху «без Рихтера», но маленькая дань его памяти – концерты, посвященные Маэстро, все-таки оставляют шанс через своего рода «музыкальную ниточку», то есть через исполнителей, которым посчастливилось играть с Рихтером, услышать в их интерпретациях «голос» величайшего пианиста ХХ века. Рихтер, не терпевший бездарности и известный бескомпромиссностью высказываний (ему приписывают выражение «В любом деле должен быть гений»), человек с абсолютным вкусом назвал Вирсаладзе «артисткой большого масштаба», она, «может, самая сильная сейчас пианистка-женщина┘». Но самого откровенного признания Маэстро заслужила Наталия Гутман. Вдвоем, а также втроем (с замечательным скрипачом Олегом Каганом) и вчетвером (с Юрием Башметом) музыканты исполнили не одну программу. «Она – образец честности в искусстве», – сказал Рихтер о Гутман. Этим образцом она остается и сейчас, добавим мы.

В исполнении и манере Гутман и Вирсаладзе нет внешних аффектов, чем так страдают молодые исполнители. Им не надо придумывать «фишку», чтобы выделиться. Каждая – профессионал в своем ремесле, и это, по сути, самое ценное в их ансамбле. Каждая нота или даже незначительная ремарка композитора для обеих на вес золота; такое вдумчивое отношение к тексту и производит неизгладимое впечатление.

Программа, которую представили Гутман и Вирсаладзе, как говорится, «на выносливость»: вариации Бетховена на тему из «Волшебной флейты» Моцарта, Соната Грига и Соната Рахманинова требуют колоссальной выдержки и сил. Правда, этим артисткам необходимо определенное пространство, чтобы развернуть всю силу таланта. Вероятно, поэтому Бетховен им удался менее всего остального – классические, почти по ученическим правилам написанные вариации, где композитор использовал к тому же далеко не самые яркие темы моцартовского шедевра, оказались тесны для широких творческих натур. Но трепетная лирика Сонаты Грига и ностальгическая философия рахманиновского полотна заставили слушателей забыть обо всем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
2242
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
2599
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
2313
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
3469